След в воздухе

Сергей Борисов о редких ароматах

В советское время роскошными духами считались любые французские духи. Но сегодня Chanel, Caron, Guerlain и Christian Dior заполняют полки каждого парфюмерного магазина. "Роскошь,— как считает французский парфюмер Серж Лютен,— не может быть массовой. Она обязана быть недоступной, иначе это не роскошь". Но что делает ароматы недоступно дорогими? Редкие ингредиенты, драгоценные флаконы и упаковки? Или возможность получить духи, разработанные специально для вас?

Муранское стекло, хрусталь Baccarat и Lalique издавна подчеркивали уникальность аромата. Acqua di Parma и Christian Dior, Bvlgari и Bottega Veneta использовали флаконы из муранского стекла в своих ограниченных сериях (цитрусовый Acqua di Parma Cologne и свежий цветочный J'Adore L'Absolu, свежий жасмин Bvlgari pour Femme и замшево-перечный Bottega Veneta).

Празднуя столетний юбилей аромата L'Heure Bleue, Guerlain не только создал синие хрустальные флаконы Baccarat цвета вечернего неба, но и украсил их золотыми украшениями ювелиров Gripoix. Венок из фиалок с лепестками из прозрачной смальты в оправе из чистого золота, обвивающий флакон подобно звездной мантии, мерцающей в сумеречной синеве, можно носить на руке. Столь же роскошное украшение от Gripoix получили полуторалитровые флаконы Shalimar Talisman Byzantin (смальта и жемчуг в золотой оправе) и двухлитровые Shalimar Parfum Initial A Fleur de Peau (золотой крест со смальтой телесного цвета).

Туринский дом Xerjoff, заменил популярное муранское стекло разноцветным природным кварцем. Флаконы вырезались из желтого, дымчатого и розового кварца, а затем украшались золотой монограммой. Но один из ароматов решили сделать еще более уникальным. Мультигендерный XXY посвящен легенде о Гермафродите. Сын Гермеса и Афродиты был так прекрасен, что нимфа Салмакида умоляла соединить ее с ним навеки, и боги Олимпа покорно вняли ее мольбам — из прекрасных девушки и юноши получилось одно двуполое существо — Гермафродит. За женскую страсть в XXY отвечает грасский жасмин, флорентийский оррис, персик и иланг-иланг с Коморских островов, за мужскую мощь — древесные ноты ветивера, сандалового дерева и пачули. Противоречие мягко снимается сладкими нотами ванили и мускуса. Флакон духов выполнен скульптором Марко Гасой из бронзы и покрыт лазуритом и золотом. Арт-директору дома Серджо Момо удалось оставить одну копию из девяти на память — она украшает офис Xerjoff.

Еще десять лет назад самым дорогим ароматом считался Gianni Vive Sulman Parfum VI ($ 88 600) от лондонского ювелира Джанни Салмана. Было продано всего 173 флакона из золота, платины, бриллиантов и рубинов (среди хозяев — Майкл Джексон, Элизабет Тейлор, Майк Тайсон). В 2006 году пальму первенства перехватил Clive Christian с ароматом N1 в хрустальном флаконе с бриллиантами Imperial Majesty ($ $215 тыс.). И наконец, три года мировой рекорд держит флакон DKNY Golden Delicious Donna Karan New York работы Мартина Каца. Почти 3 тыс. драгоценных камней изображают абрис Нью-Йорка, достигая стоимости $1 млн. Аромат не важен (он тот же, что и в обычном "яблоке") — тем более что флакон возят по миру как звезду благотворительной выставки.

Соревнование роскошных флаконов нескончаемо: так, парфюмер Лоренцо Виллорези готов заказать флорентийским ювелирам любой драгоценный флакон по заказу клиента; дом Bvlgari выпускает в сентябре 2014 года коллекцию Le Gemme из шести ароматов, посвященных драгоценным камням (€400), в ограненных флаконах-вазах, а Cartier по заказу сделает флакон в виде ювелирного украшения.

БУКВЭкзотический компонент Oud, вошедший в моду из-за популярности на Востоке,— древесина аквиларии-уда и масло из него. Само дерево в природе почти не встречается, это вымирающий вид — теперь его специально выращивают на плантациях Юго-Восточной Азии, чтобы сгноить (богатый древесно-кожаный аромат появляется только у черной, зараженной древесины, здоровая древесина малоценна) и продать. Есть и охотники за удачей, которые ищут в недоступных джунглях упавшие деревья. Коричневые щепки, например, отличный подарок на арабской свадьбе. Масло аквиларии-уда из ствола, найденного в джунглях, может стоить практически любые деньги — главное, найти знающего и богатого покупателя на этот уникальный товар.

Но далеко не все покупатели способны оценить уникальность того или иного компонента духов, а тем более его почувствовать, потому ориентируются они чаще на упаковку, цену, мнение экспертов и, конечно, на запах.

С ними во многом согласен и Пьер Гийом, молодой талантливый парфюмер, создатель Parfumerie Generale, Huitieme Art Parfums и Phaedon Paris: "Как можно судить об ароматах на основе их компонентов? Это все равно, что оценивать картины Пикассо или Рембрандта по смете использованных красок, холста и рамы. Главное, что есть в ароматах,— это эмоции. А как оценить деньгами память о любимых и близких людях? Сколько стоят слезы от радости узнавания своего беззаботного детства?"

Авторы немецкого нишевого бренда Humiecki & Graef Тобиас Мюкш и Себастьян Фишених тоже считают эмоции главной ценностью своих духов. Askew воплощает мужской гнев с помощью кардамона, ветивера и кожи, внезапные мужские слезы пахнут ладаном (Skarb), материнская любовь (Clemency) сочетает розы и смородину, а внезапная искренность (Candour) — словно зелень луга с пролитым молоком.

БУКВСамая большая роскошь — ароматы sur mesure, bespoke или custom-made, придуманные для вас и только. Не беспокойтесь, практически любой парфюмер готов воплощать в жизнь ваши мечты. Вам стоит лишь заранее выбрать того, кто вам больше подходит. Так, штатный парфюмер Cartier Матильд Лоран славится своими лаконичными ароматами, а наиболее востребованный парфюмер последних лет Бертран Дюшофур великолепен в сложных многослойных композициях. Перед заказом можно попробовать предыдущие ароматы, чтобы понять стиль парфюмера: у Франсиса Кюркджяна прекрасно выходят цветочные духи, а у Лоренцо Виллорези или Guerlain — цитрусовые одеколоны. Особенно популярны bespoke perfumes в Великобритании — это и Miller Harris, и Creed, и Ormonde Jayne, и Floris, и Pecksniff's, и Roja Dove.

Создание персонального аромата, конечно, потребует времени и денег для качественного воплощения. Зато формула композиции останется вашей собственностью навсегда — поэтому последующие флаконы обойдутся дешевле. Цены и сроки подобного сервиса зависят от известности парфюмера и стоимости его рабочего времени: от €400 за месяц у малоизвестного парфюмера до €60 тыс. за год у Cartier или Guerlain. Тут главное не забывать о том, что в итоге вы получите духи вашей мечты. А также о том, что стоимость флакона для них может превышать их собственную стоимость. Например, вырезанный из целого кристалла морганита флакон-подвеска в стиле art deco, украшенный шпинелью и бриллиантами, из коллекции уникальных ювелирных работ Sortilege de Cartier, в 2011 году увеличил цену персонального аромата до полумиллиона долларов.

Вся лента