Правила игры

в продажу газировки и железных дорог изучает обозреватель отдела бизнеса Анатолий Джумайло

Вчера глава ОАО РЖД Владимир Якунин фактически отказался делать монополию спасителем закредитованного "Мечела". Он в очередной раз подтвердил, что ОАО РЖД может выкупить у "Мечела" железную дорогу, соединяющую Эльгинское угольное месторождение с БАМом, но только при "конкретной помощи государства". Господин Якунин особо отметил, что обсуждаются различные варианты, но занимать деньги на это для ОАО РЖД сейчас "невозможно".

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Оценивается дальняя дорога к Эльге в $2 млрд, и в правительстве выделять эти деньги монополии не готовы. В Минэкономики говорят, что предложения о выкупе ОАО РЖД дороги у "Мечела" на рассмотрение не поступали, а этот актив — непрофильный для монополии. Правительство старается не допустить убыточности РЖД в 2014-2015 годах, напоминают в Минэкономики, что "на фоне общего дефицита средств бюджета не позволяет однозначно определить финансовую возможность данной сделки". Как уточнил вчера источник "Ъ" в Минфине, министерство "считает невозможной помощь из бюджета".

Единственный вариант для ОАО РЖД выкупить дорогу к Эльге — занять эти $2 млрд у госбанков-кредиторов "Мечела" (ГПБ, ВТБ и Сбербанк, на которые приходится $5,4 млрд из $8,3 млрд чистого долга), чтобы металлургическая компания тут же вернула их госбанкам в счет погашения части долга. Такой вариант обсуждался в начале августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Но Владимир Якунин нагружать монополию долгами не хочет. Был еще один вариант, устраивавший компанию, госбанки и Минфин,— участие ВЭБа в реструктуризации кредитов компании, но и ВЭБ не увидел будущего у "Мечела" и участвовать отказался.

В этих противоречиях, повторениях и постоянно сдвигаемых дедлайнах решения проблемы (теперь это уже сентябрь) вся суть ситуации вокруг "Мечела". "Чего ж вы хотите, спорят три разных банка, многоликое правительство и сам "Мечел"",— удивляется один из моих собеседников. Владимир Якунин выразился образнее: ""Мечел" — это не какой-то киоск по продаже газировки", поэтому идут "серьезные переговоры".

Основных причин, почему ситуация до сих пор не разрешается, на мой взгляд, две. Первая — "Мечел" сумел пролонгировать погашение кредитов госбанков и четко исполняет финансовую дисциплину как в отношении их, так и в отношении менее крупных кредиторов. Вторая причина куда более существенна — проблемы "Мечела", привлекшие к себе в марте внимание президента РФ, сейчас отошли на второй план по сравнению с "внешними угрозами" для России: конфликта на Украине и связанных с ним санкций США и ЕС. В такой ситуации дискуссия сторон вокруг "Мечела" может продолжаться бесконечно.

Вся лента