Культурный старт

Нижегородские бизнесмены решили поддержать фестивали грантами

В Нижнем Новгороде стартовал первый грантовый конкурс фестивалей, который будет финансироваться из средств ме­стных предпринимателей. Фонд развития культуры Futuro, учрежденный компанией «Еда и культура» Владимира Панова и Михаила Маркевича и директором Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анной Гор, намерен выдать три гранта общим объемом 1,75 млн руб. на проведение фестивалей в Нижнем Новгороде. По замыслу организаторов эти мероприятия должны поднять статус города как одной из культурных столиц. Эксперты отмечают, что решающую роль в эффективности конкурса будет играть состав экспертной комиссии.

Об условиях нового механизма поддержки культурных проектов вчера на пресс-конференции рассказали представители создаваемого фонда Futuro (сейчас завершается процедура его регистрации, соучредители — ООО «Еда и культура» Владимира Панова и Михаила Маркевича и директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор). Первый проект фонда — грантовый конкурс «Фестивали Нижнего Новгорода», нацеленный на поддержку разных по форме, жанрам и статусу фестивалей. Предполагается, что независимый экспертный совет из семи человек, в который не войдут учредители фонда, выберет три проекта, которые получат из фонда 1 млн руб., 500 тыс. руб. и 250 тыс. руб. на условиях 25-процентного софинансирования со стороны получателей грантов. Фонд конкурса уже сформирован и состоит полностью из частных средств «Еды и культуры», рассказал генеральный директор компании Михаил Маркевич. Заявки на участие в конкурсе будут приниматься с 20 августа по 15 октября, итоги подведут в ноябре, а сами фестивали должны состояться в Нижнем Новгороде в 2015 году. По условиям конкурса прежде всего будет оцениваться культурное значение фестиваля и его роль в публичном пространстве. «Это новый для города вид поддержки культурных проектов, а формат фестивалей был выбран как наиболее востребованная форма взаимодействия искусства и зрителей. Этот конкурс поможет поддержать новые культурные инициативы, причем не провинциального уровня», — объясняет Анна Гор. Организаторы рассчитывают, что конкурс станет ежегодным, и не исключают, что он расширится и по числу победителей, и по числу соучредителей. «Для нас это первый такой конкурс. Мы не знаем, сколько инициативных людей есть в городе. Не исключено, что, если будет много заявок, в следующий раз мы увеличим количество грантов или, может быть, сегментируем участников по направлениям», — говорит сопредседатель наблюдательного совета фонда Владимир Панов. Проявлять инициативу по привлечению других предпринимателей к финансированию фонда организаторы не планируют. «Но если у кого-то из нижегородцев, представителей бизнес-сообщества появится желание поддержать проект, они могут прийти в фонд», — отмечает господин Маркевич.

Координатор проекта «Дирижабль» Евгений Стрелков считает, что трех грантов недостаточно для реализации всех качественных проектов в городе: «На мой взгляд, в этом конкурсе слишком мало победителей при большом общем бюджете. У нас в городе как минимум семь опытных культурных проектировщиков, каждый из которых может предложить несколько качественных проектов — а как с ними будут соревноваться молодежные инициативы? Тем более, что, по моему опыту, в среднем гранты в подобных конкурсах составляют 500–600 тыс. руб.». По мнению эксперта, логичнее было бы вместо одного гранта в 1 млн руб. предложить семь или десять грантов на меньшую сумму. В то же время, по оценкам менеджера по спецпроектам московской компании Seasons Project (издает журнал Seasons of Life и организует городские фестивали) Богдана Гричука, серьезные городские фестивали, как правило, требуют затрат на уровне 700 тыс. — 1 млн руб.: «А если организовывать концертное мероприятие — строить сцену, привозить свет и звук, это обойдется не менее чем в 1,5 млн руб.». Он также отмечает, что организаторам конкурса придется привлечь профессиональное жюри, которое сможет оценить грамотность составления проектов: «Это должны быть специалисты в event-сфере, которые знают, как делаются фестивали разной направленности: музыкальные, кинофестивали и другие». «Никто не застрахован от рисков, и все будет зависеть от экспертной комиссии, которая должна тщательно изучить и проекты, и самих заявителей, — подтверждает руководитель благотворительного фонда ЛУКОЙЛа (проводит в Нижегородской области грантовый конкурс социальных проектов) Игорь Бекетов. — На основании нашего опыта могу отметить, что проектное мышление организаторов подобных проектов улучшается, организаторы учатся грамотно составлять проекты, и проектная культура в регионе растет». По его словам, в ряде регионов, где работает ЛУКОЙЛ, уже созданы подобные местные грантовые фонды, в том числе на основе средств местного бизнеса: «Это интересная форма, и сейчас процесс создания таких фондов в регионах активизируется». По мнению господина Гричука, при условии качественного пиара три серьезных культурных фестиваля за год могут поднять статус Нижнего Новгорода как одной из культурных столиц.

Анна Павлова

Вся лента