Утролление связей с общественностью

Краевые власти донесут свою точку зрения в соцсети

Краевые власти намерены усилить информационное присутствие в интернете. Для этого планируется привлечь к пропаганде и контрпропаганде в социальных сетях несколько десятков так называемых «интернет-троллей», которые попытаются размыть единый информационный поток оппозиции. По данным „Ъ“, формального отношения администрация губернатора к новому проекту иметь не будет, но фактически управление процессом будет лежать на людях, близких к власти. Опрошенные „Ъ“ блогеры сомневаются в эффективности этого начинания.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как рассказал „Ъ“ источник, знакомый с ситуацией, в ближайшее время в социальных сетях, таких как Facebook, «Вконтакте», LiveJournal и Twitter, появятся более десятка новых пользователей, лояльных властям Прикамья. Они не намерены объединяться в какие-либо группы или комьюнити, а будут работать автономно, преследуя одну цель — разрушить существующий сегодня общий негативный информационный фон в интернете. Собеседник „Ъ“ уточняет, что внимание властей к социальным сетям нельзя трактовать как признание того, что блогеры начинают влиять на повестку дня и формировать ее. Поэтому новый проект не предусматривает классических методов информационной войны, таких как раз­общение оппозиционных групп, дискредитация лидеров, подлоги, слухи и сведение каких-либо тезисов или акций к абсурду и корыстному интересу.

«Скорее это мера, направленная на то, чтобы новые люди, вливающиеся в сети и в „фэйсбучную тусовку“, сразу и однозначно не попадали в „стан врагов“, — объясняет собеседник „Ъ“, — грубо говоря, 90% людей, живущих в крае, вполне адекватны и поддаются убеждению. Соответственно, им достаточно видеть просто несколько точек зрения, чтобы выбрать для себя решение. Однако только в негативном поле сделать это невозможно. Поэтому поле надо разбавить. Если говорить про „сейчас“, то это в любом случае очень малая часть людей. Однако она плавно растет, и лучше раньше сесть в этот поезд, тем более что он малозатратный, чем потом прыгать на подножку уходящего паровоза».

В администрации губернатора „Ъ“ категорически опровергли свое возможное участие в данном проекте.

По данным „Ъ“, подобная технология применялась в Челябинской области, где в структуре администрации губернатора существовало управление специальных проектов, сотрудники которого занимались социальными медиа.

Источник „Ъ“ не уточнил систему организации и размер оплаты труда провластных блогеров, но, по данным „Ъ“, стоимость одного поста в Facebook будет оцениваться по охвату аудитории. В среднем цена одного яркого текста может колебаться от 300 до 2000 руб.

Стоит отметить, что попытка усиления пропаганды в интернете происходит в непростой для губернатора Пермского края период, связанный с негативным отношением к нему ряда пермских журналистов, блогеров и СМИ. Проекты губернатора, связанные с переносом нового зоопарка в Черняевский лес, строительством нового аэропорта, переносом картинной галереи, торгами по 179-му кварталу и рядом других, встречают критику со стороны как представителей СМИ, так и общественных деятелей. Блогосфера в большинстве своем является оппозиционной. В поддержку линии Виктора Басаргина работает, по сути, лишь холдинг «Урал-Информ». Его усилий, как и усилий работы департамента информационной политики, явно не хватает для выстраивания хорошего имиджа главы региона и грамотного освещения его проектов. Об этом в том числе свидетельствуют и федеральные рейтинги. Например, в опубликованном в «Известиях» рейтинге открытости и легитимности глав субъектов РФ (данные Фонда общественного мнения) Виктор Басаргин занял 79-е место и оказался в так называемой «группе смерти», куда эксперты относят «слабых» губернаторов. Сложность ситуации усугубляется и грядущими губернаторскими выборами, которые, как прогнозируют эксперты, могут состояться в будущем году. В их преддверии один из депутатов заксобрания, лидер оппозиционного объединения «Группа товарищей» Дмитрий Скриванов сформировал собственный медиахолдинг, презентация которого должна пройти в сентябре.

Пермский блогер Константин Духонин в курсе, что краевые власти готовят троллинг местных активистов соц­сетей, и считает, что он будет неэффективным. «Пермь — небольшой город, все друг друга знают. Сомнительно, что троллями на их репутацию можно влиять. Как правило, тролли распознаются сразу и в друзья не добавляются. Они, конечно, периферию могут „обкусывать“, но попасть в повестку соцсетей не смогут». По оценке господина Духонина, стоимость услуг тролля может составлять от 1000 до 500 руб. за 100 опубликованных комментариев в блоге условного противника.

Общественный деятель Денис Галицкий считает, что в самой идее более активного присутствия провластных блогеров в интернете ничего плохого нет. Но при этом определенные интернет-аккаунты должны быть честно привязаны к власти. «Пусть открыто пишут, что этот аккаунт ведется в поддержку, допустим, краевого минстроя, — говорит господин Галицкий, — пусть отвечают на вопросы, выкладывают информацию по каким-то резонансным проектам. Ведь проблема в том, что по всем этим проектам, например по зоопарку, внятной информации власть вообще не публикует, ее просто не найти!». Правозащитник также уверен, что власти надо делать упор не на борьбу с противниками, а на увеличение числа и консолидацию своих сторонников. «А для этого тоже нужна информация, какие-то открытые данные, которые люди могли бы изучить, что-то, возможно, посоветовать улучшить, поделиться этим знанием с друзьями и коллегами», — считает Денис Галицкий.

Собеседник „Ъ“, ранее занимавшийся мониторингом социальных сетей и блогов в одной из силовых структур, рассказал „Ъ“, что спецслужбы учитывают фон блого­сферы по отношению к региональным властям, но отслеживают лишь явных лидеров общественного мнения и экстремистов. «Конечно, если сеть забита критикой губернатора, то это фиксируется службой спецсвязи и информации ФСО, которая составляет сводки наиболее характерных публикаций в интернете для администрации президента РФ, — пояснил собеседник, — но все боты и тролли как со стороны оппозиции, так и со стороны региональных властей сразу видны, их в мониторинг не включают и в общей картине они не учитываются».

Константин Стерледев, Вячеслав Суханов

Вся лента