«Белавтосиб» катится к банкротству

Алтайский дилер БелАЗа будет признан несостоятельным из-за долгов по налогам

Одна из дилерских компаний кузбасского предпринимателя Виктора Цурикова, работающих с белорусским БелАЗом, — ООО «Белавтосиб» (Республика Алтай), скорее всего, будет признана банкротом. С соответствующим ходатайством в республиканский арбитражный суд обратилась налоговая инспекция — единственный кредитор компании, долги которой по обязательным платежам превысили 17,8 млн руб. На БелАЗе говорят, что знают о проблемах «Белавтосиба» и «пытаются в них разобраться».

В минувший вторник собрание кредиторов ООО «Белавтосиб» (Горно-Алтайск) в лице единственного кредитора — управления ФНС по Республике Алтай (РА) приняло решение обратиться в республиканский арбитражный суд с ходатайством о признании этой компании несостоятельной.

Горно-алтайское ООО «Белавтосиб» было создано подконтрольными кузбасскому предпринимателю Виктору Цурикову структурами в декабре 1999 года с уставным капиталом 10 тыс. руб. Первый дилерский договор с ПО БелАЗ (г. Жадино, Республика Беларусь) господин Цуриков подписал раньше — в декабре 1997 года. Он обязался поставлять большегрузную технику белорусского предприятия крупнейшим добывающим компаниям Сибирского региона, прежде всего Кемеровской области, и проводить сервисное обслуживание. Несколько лет обороты компании росли. Если в 2005 году ее выручка, по данным базы Kartoteka.ru, составляла 2,4 млрд руб., а чистая прибыль — около 153 млн руб., то через три года эти показатели достигли соответственно 3,5 млрд и 202 млн руб.

В 2004 году Виктор Цуриков учредил в Междуреченске (Кемеровская область) одноименную дилерскую компанию (уставный капитал — около 18,4 тыс. руб.), в которой его доля составила 74%, а ПО БелАЗ — 26%. Здесь он организовал сборку крупнотоннажных самосвалов (до 80 т) и сервисный центр. В 2012 году междуреченский «Белавтосиб» достиг выручки в 1,7 млрд руб. при чистой прибыли 90,4 млн руб. Вместе с тем дела в горно-алтайской компании пошли на спад. Так, уже в 2009 году ее выручка упала до 176 млн руб. (убытки составили 2,4 млн руб.), а годом позднее — до 27,7 млн руб. (убытки — 219,4 млн руб.).

В апреле этого года по иску республиканского УФНС, потребовавшего взыскания более 17,8 млн руб. просроченных обязательных платежей, на «Белавтосибе» было введено наблюдение. В июле требования налоговиков к компании выросли еще на 2,7 млн руб. Отчет временного управляющего Владимира Бортякова будет рассматриваться в арбитраже 25 августа. Однако уже 12 августа на собрании кредиторов принято решение добиваться признания «Белавтосиба» банкротом. Согласно выводам господина Бортякова, восстановить платежеспособность компании невозможно.

Заметим, что в 2009 году власти Республики Алтай привлекли «Белавтосиб» в качестве инвестора для реализации проекта строительства каскада малых ГЭС на реке Чуя в Улаганском районе, а через год — аналогичного проекта в Усть-Коксинском районе, на реке Мульта. Тогда в республиканском правительстве подчеркивали, что «Белавтосиб» работает в регионе более 15 лет и за этот период уплатил налогов в бюджеты всех уровней более 500 млн руб. Под эти проекты в декабре 2011 года рядом физических лиц было создано ЗАО «Алтайская генерирующая компания» (АГК). Возглавил АГК Виктор Цуриков, получивший в ней блокирующий пакет акций (30%). За год работы она показала нулевую выручку и убытки в 52 тыс. руб.

Вчера получить комментарий господина Цурикова о ситуации с дилерской компанией в Горно-Алтайске не удалось. В его междуреченском офисе „Ъ“ сообщили, что он «занят на совещании». «Мы знаем об этих нюансах работы дилера и пытаемся в них разобраться», — заявил „Ъ“ и. о. заместителя генерального директора по маркетинговой и экспортной политике ПО БелАЗ Анатолий Трамбицкий.

В правительстве РА говорят, что им ничего не известно о дилерских проблемах Виктора Цурикова, а вот его деятельность по продвижению инвестиционных проектов в энергетике одобряют. «Со своей задачей по привлечению инвесторов в строительство малых ГЭС он справляется. На подходе подписание инвестиционных соглашений с некоторыми зарубежными европейскими компаниями», — подчеркнул заместитель республиканского министра регионального развития Сергей Романов. Он напомнил, что год назад прежний инвестор малой ГЭС «Чибит» мощностью 24 МВт на реке Чуя — ОАО «РусГидро» приняло решение о передаче этой станции АГК для завершения ее строительства. Инвестиции в этот проект оцениваются в 2,4 млрд руб.

Дата рассмотрения ходатайства кредиторов «Белавтосиба» в арбитраже пока не назначена.

Юрий Белов, Новосибирск

Вся лента