Грязный выхлоп ограничат знаком

Движение неэкологических машин ограничат новым указателем

Региональные власти смогут ограничивать движение машин с грязным выхлопом новым дорожным знаком. Соответствующие поправки к ПДД разработаны Минтрансом. Новый указатель может быть применен и в Москве, где зарегистрировано более 1 млн автомобилей с двигателем «Евро-0» и «Евро-1». Эту идею столичные власти вынашивают последние десять лет.

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

Согласно разработанным Минтрансом поправкам к ПДД, вводится понятие «зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». На территории запрещается движение автомобилей, экологический класс которых ниже, чем указанный на знаке. Исключение делается для автомобилей Минобороны, МВД, МЧС, «Почты России», а также для мотоциклов и ретроавтомобилей (с момента выпуска которых прошло более 30 лет).

Как пояснили в Минтрансе, знак и поправки к ПДД разработаны для того, чтобы их могли применять региональные органы власти в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Действующими правилами ограничить въезд загрязняющих воздух машин не представляется возможным.

По данным агентства «Автостат», на 1 января 2014 года в России было зарегистрировано 17 млн автомобилей класса «Евро-0» и «Евро-1», то есть почти половина всего автопарка. 5,1  млн машин относятся к классу «Евро-2». Грузовиков класса «Евро-0» — 2,7 млн. В Минтрансе посчитали, что введение нового знака коснется, предположительно, 500 тыс. предпринимателей и 35 млн автомобилистов. В столице ситуация с грязными автомобилями чуть лучше, чем по стране: 1 млн автомобилей относятся к классу «Евро-0»—«Евро-1» (примерно треть автопарка), 1,8 млн — «Евро-4»—«Евро-5».

Как говорят в Минтрансе, за рубежом не существует единого знака ограничения въезда неэкологичного транспорта в жилые районы. В Евросоюзе применяются различные варианты. К примеру, в Германии есть знак, который круглосуточно ограничивает въезд автомобилей, не отвечающих требованиям. В информационной табличке с помощью цветных меток сообщается о разрешенных к проезду классах. Машина, которая находится в зоне, должна быть обозначена соответствующей цветной наклейкой. В Италии знак ограничения распространяется по умолчанию на все машины, в знаке допинформации указывается время действия знака. В Дании указатель регулирует движение только дизельных машин грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. В Великобритании въезд в зоны с высокой нагрузкой на атмосферу не запрещен, но является платным.

Основным кандидатом на применение нового знака пока выглядит Москва, давно страдающая от автомобильных выхлопов. Вклад легковых машин в загрязнение столичного воздуха составляет примерно 70%. В 2013 году среднегодовые концентрации загрязняющих веществ (диоксид азота, формальдегид) у автотрасс превышали нормативы в 1,1–1,7 раза. В 2006 году мэрия собиралась ставить в центре города шлагбаумы, а владельцам машин классом выше «Евро-2» раздавать карточки с микрочипом на въезд. Однако идеи реализованы не были. В июне 2014 года Минприроды предложило обозначить грязный транспорт разноцветными стикерами и не пускать такие машины в районы.

Впрочем, в мэрии говорят, что пока не собираются ограничивать въезд легковых машин. Однако грузовики с двигателями ниже «Евро-2» в центр не пускают еще с 2004 года, а с 2015 года движение таких автомобилей запретят в пределах всей МКАД.

Даже если новые возможности ПДД и будут использованы в итоге столичными властями, пока неясно, как будет происходить контроль за выхлопом машин, въезжающих в зоны. Дело в том, что новые автомобили, поступающие на российский рынок, проходят сертификацию с присвоением экологического класса: с 2005 года его заносят в паспорт транспортного средства. А вот данных о более старых машинах нет, а таких машин большинство: по оценкам «Автостата», средний возраст отечественных машин в России — 14 лет, иномарок — 9 лет.

Иван Буранов


«Возможности бензиновых двигателей еще не исчерпаны»

Электрические двигатели завоевывают рынок, но надо отдавать себе отчет в том, что они не являются панацеей от выбросов СО2. Современный двигатель внутреннего сгорания может быть не менее экологичным, чем электромотор. Об этом в интервью корреспонденту «Ъ-Авто» рассказал Джеф Гайтон, президент Mazda Motor Europa. Читайте подробнее

Вся лента