«Мечел» пошел вниз

Акции компании дешевеют на бирже

Рыночная капитализация «Мечела» падает с начала торгов на фоне слабых производственных результатов, объявленных накануне. Так, стоимость обыкновенных акций снизилась на 13% к 11:00 утра, однако затем падение замедлилось до 8,5%. Но основной проблемой компании, влияющей на ее котировки, остается долг в $8,3 млрд, а также затягивание правительством подготовки плана спасения компании.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Цена обыкновенных акций «Мечела» Игоря Зюзина на Московской бирже к 10:40 утра по московскому времени упала на 13% по отношению к цене закрытия. К 13:00 падение замедлилось, и акции стоили на 8,8% дешевле, чем накануне вечером (33,3 руб. за одну бумагу). Привилегированные акции упали к этому времени в цене до 14,27 руб. за бумагу (на 4,2%). Основной причиной падения стали обнародованные накануне результаты работы компании, говорит Айрат Халиков из «Велес Капитала».

Так, «Мечел», план спасения которого сейчас разрабатывают банки-кредиторы вместе с чиновниками и Внешэкономбанком, в первом полугодии снизил добычу угля на 16%, до 11,2 млн тонн. Основное падение пришлось на первый квартал — на 13%. Производство стали также снизилось на 17%, до 2,13 млн тонн. Продажи компании в первом полугодии, за исключением углей PCI, упали: концентрата коксующегося угля — на 7% (до 5,35 млн тонн), энергетического угля — на 15% (до 2,53 млн тонн), сортового проката — на 12% (до 1,6 млн тонн). Это наиболее слабые показатели среди аналогичных российских компаний.

Ухудшение показателей стального сегмента в «Мечеле» объяснили в первую очередь «отказом от реализации продукции третьих лиц в связи с окончанием партнерских отношений с группой “Эстар” в ноябре 2013 года». По словам гендиректора компании Олега Коржова, на уменьшении объемов добычи сказалась приостановка работы угольной Mechel Bluestone в США в декабре 2013 года. На рынке отмечают, что плановые ремонты, снизившие производство угля в первом квартале, стали попыткой поддержать цены. На данный момент цена угля является рекордно низкой — коксующийся уголь стоит $111 за тонну (на базисе FOB Австралия). При этом компания ожидает в перспективе роста цен на уголь. Такие прогнозы Айрат Халиков называет странными с учетом того, что никаких предпосылок для этого нет.

Но основной проблемой «Мечела» остается долг в $8,3 млрд при выручке за 2013 год $8,6 млрд, который компания не может обслуживать. Основными кредиторами компании выступают Сбербанк ($1,3 млрд), Газпромбанк ($2,3 млрд) и ВТБ ($1,8 млрд). Правительство разрабатывает план спасения компании, представление которого ожидалось еще на прошлой неделе, но он так и не был готов. Именно эта неопределенность, по мнению экспертов, оказывает сильное влияние на стоимость акций компании.

Ольга Мордюшенко


Почему ВЭБ не ждет от «Мечела» прибыли до 2030 года

В июле стали известны причины отказа ВЭБа от реализации предложенной госбанками и одобренной Минфином схемы реструктуризации долга «Мечела» в $8,3 млрд. По оценкам госкорпорации, этот вариант сработает лишь при низкой инфляции и резком удешевлении рубля. Сам ВЭБ убежден, что «Мечел» не сможет стать прибыльным вплоть до 2030 года. Эту точку зрения разделяют в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, предлагая решить проблемы «Мечела» за счет реструктуризации его активов, смены менеджмента и акционеров. Читайте подробнее

Как «Мечелу» повторили намек на банкротство

Вслед за Минпромторгом Минфин заявил, что одним из вариантов реструктуризации «Мечела» может быть банкротство. Глава Минфина Антон Силуанов в июле призвал «не бояться слова “банкротство”», объясняя, что, если спасение компании невозможно, сохранение предприятия и рабочих мест сможет обеспечить новый, более эффективный собственник. Читайте подробнее

Вся лента