Ангелы в Ростокино

"Шуршание ангелов" в "Электромузее"

Выставка современное искусство

Выставка «Шуршание ангелов» в ростокинском «Электромузее» небогата образами рая

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Выставка "Шуршание ангелов" проходит в "Электромузее", открытом на основе выставочного зала "Ростокино" Аристархом Чернышевым и Алексеем Шульгиным. Получилось размышление выпускников Школы Родченко о сложностях русской жизни, спасение от которых можно найти только в своей голове. Рассказывает АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА.

"Электромузей" — очередной этап превращения московских муниципальных выставочных залов, застывших в летаргическом сне, в площадки демонстрации современного искусства в спальных районах. Залом в Ростокино занялись художники дуэта Electroboutique Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин. По совместительству они преподают новые медиа в Школе Родченко, оттого и расположены показывать ее студентов и выпускников. Так получилось и в случае "Шуршания ангелов", собранной куратором Петром Жуковым из новых и старых работ родченковцев.

Жуков вдохновился классикой артхауса — фильмом Дерека Джармена "Ангельская беседа" (1985), гомосексуальным ремейком фильма Алена Рене "Хиросима, любовь моя". У Джармена герои однополые, а вместо кинохроники с места гуманитарной катастрофы — горящие машины и камеры слежения, символы недремлющего ока цивилизации, всегда готовой вмешаться в чей-нибудь приватный рай на земле.

Выставка в отличие от фильма получилась вовсе не про рай, полный любви, а скорее про превратности русской жизни. В самой пронзительной работе — "Россия вверх" объединения "Вверх!" — главный герой хочет, чтобы взлетела целая страна. Цель и способ достижения одинаково необычны: выкрикивая лозунг "Достигнем левитации Российской Федерации!", он кладет себе на грудь камень, когда ничего не получается, залезает на гору кирпичей и пытается взлететь оттуда. Заканчивается видео чем-то вроде одиночного пикета, во время которого главный герой держит в руках игрушечный самолет, повторяя все то же требование. Видео посвящено краху романтической и неисполнимой мечты о полете, но и сама мечта, и ее обреченность здесь скорее пародируются хорошо знакомыми приемами русского юродства. Тему рухнувших надежд продолжает работа Полины Канис "Новый флаг". Это фаталистичный ответ Марине Абрамович, позировавшей на белом коне с белым флагом в работе под названием "Герой" (2001). Канис лишь пытается залезть на лошадь, чтобы сделать фотографию на коне с развевающимся полотнищем. У нее ничего не получается из-за безразличия двух людей, которые вроде бы должны ей помогать. Один из них скидывает девушку с лошади, вместо того чтобы усадить ее в седло. "Новый флаг" можно рассматривать как феминистскую притчу о том, что женщинам в России запрещено геройствовать и чувствовать себя в буквальном смысле на коне, но в общем контексте выставки видео скорее повествует о политической неопределенности и утрате ориентиров.

Окончательно любые надежды на свет в конце тоннеля убивает работа "Vanitas" Екатерины Гавриловой — с черепами, нарисованными поверх различных газет и листовок,— отчаянно эксплуатирующая навязший в зубах образ memento mori. Так и хочется повторить фразу из учебника русской грамматики Петра Смирновского, ставшую эпиграфом к "Дару" Владимира Набокова: "Дуб — дерево, роза — цветок, олень — животное. Россия — наше Отечество. Смерть неизбежна".

Молодые художники, как и предыдущие поколения, находят спасение от ужаса окружающей действительности в мечтах о вечности и в создании собственного волшебного мира. Таким образом, они все же приближаются к фильму Джармена, снятому в 1980-е годы на фоне серьезного наступления на права ЛГБТ. Анастасия Кузьмина в своих мечтах превращает павильон "Космос" на ВДНХ в аквариум с красными рыбками, а работа "Воды окраин" Кирилла Савченкова и Дарьи Калугиной посвящена поиску чего-то постоянного в меняющемся мире. Им становятся горы, нарисованные синим карандашом на таком относительно недолговечном материале, как деревянная стена.

Вся лента