Российский авторынок теряет деньги

В денежном выражении продажи машин упали на 3%

По итогам первого полугодия 2014 года продажи легковых автомобилей в денежном эквиваленте сократились на 3%, до $31,5 млрд. Увеличить продажи удалось лишь иномаркам российского производства — они выросли на 5%, до $16,5 млрд. Впрочем, по итогам года российский авторынок в целом ждет падение: по оценкам PricewaterhouseCoopers, в количественном выражении на уровне 8–12%. Наибольшее снижение (15–20%) ожидается у импортных машин, что аналитики связывают с ценовым преимуществом локализованных иномарок, которые продолжают наращивать долю рынка.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

По итогам первого полугодия 2014 года продажи легковых автомобилей (без учета LCV) в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 3% в денежном выражении — до $31,5 млрд, и на 7% в штучном выражении — до 1,16 млн машин, следует из материалов презентации PricewaterhouseCoopers (PwC). При этом если в первом квартале, несмотря на завершение программы льготного автокредитования, падение продаж было умеренным (снижение на уровне 2,6%), то во втором квартале оно существенно ускорилось до 12%. В PwC объясняют негативную динамику ослаблением курса рубля и повышением цен, обусловленных «неопределенностью и последствиями ситуации вокруг Украины и Крыма».

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля рынка отечественных концернов за январь—июнь сократилась на 1,7%. В денежном выражении их продажи уменьшились на 14%, до $2,5 млрд, в количественном — на 15%, до 204 тыс. машин. Падение импортируемых машин составило 11% (до $12,5 млрд). В количественном эквиваленте сокращение также составило 15% (продано 240 тыс. машин), при этом доля на рынке сократилась на 2,7%. Однако иномаркам российского производства удалось нарастить долю на рынке на 4,3%, в денежном выражении рост продаж составил 5% ($16,5 млрд), в штучном — 1%, до 616 тыс. машин.

PwC представил два прогноза развития рынка легковых автомобилей — оптимистичный (падение по итогам года на 8%, до 2,39 млн машин) и базовый (снижение на 12%, до 2,3 млн машин). Прогнозируемое падение продаж у российских производителей составит 12–16% (410–430 тыс. машин). При этом наибольший обвал ожидается у импортируемых иномарок: в лучшем случае — на 15%, до 690 тыс. машин, в худшем — на 20%, до 650 тыс. машин. У иномарок российского производства, несмотря на положительную динамику за полгода, ожидается сокращение продаж — от 3% до 5% (1,24–1,27 млн проданных машин соответственно).

Прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по 2014 году (включает LCV), представленный в июне, совпадает с пессимистичным сценарием PwC. В АЕБ ожидают падение рынка на те же 12%, до 2,45 млн машин. Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев считает, что продажи за год сократятся примерно на 10%, при этом эксперт поясняет: оптимистичный прогноз менее вероятен, поскольку отсутствуют программы, стимулирующие рынок. Господин Бончев подтвердил ожидаемый PwC обвал продаж импортируемых машин на 15–20%, пояснив, что в первую очередь это связано с увеличением доли рынка локализованных иномарок.

Яна Циноева


Почему европейский авторынок показывает стабильный рост

Европейская ассоциация автопроизводителей сообщила, что в июне продажи легковых автомобилей в ЕС выросли на 4,5%. Это десятый подряд месяц роста продаж, и потенциал для увеличения рынка еще есть. По мнению автомобильного эксперта международной исследовательской компании IHS Global Insight Карлоса да Сильвы, сейчас в Европе, которая в целом восстанавливается от долгового кризиса, люди используют момент, чтобы сменить свои старые машины на новые. Кроме того, во многих европейских странах действуют хорошие скидки на автомобили. Читайте подробнее

Как автопром в США вернулся к докризисным продажам

Автопродажи в США в мае выросли на 11,3% — до рекордного с июля 2005 года уровня в 1,6 млн автомобилей. В пересчете на годовые темпы автомобильная отрасль также вернулась на докризисные уровни — 16,77 млн автомобилей, а это лучший результат с февраля 2007 года. «Продажи в автомобильной отрасли в мае увеличились благодаря росту потребительского доверия и укреплению спроса на новые автомобили»,— прокомментировал статистику вице-президент группы Toyota Motor Sales USA Билл Фей. Читайте подробнее

Вся лента