Перемирие уместилось в районе падения Boeing

Трагедия малайзийского лайнера не остановила бои на востоке Украины

Вчера на небольшом участке в районе города Шахтерска, где произошло крушение самолета "Малайзийских авиалиний", вступила в силу договоренность о прекращении огня между украинскими войсками и местными ополченцами. Это позволило приступить к эвакуации тел погибших и прибыть на место трагедии представителям киевских властей и наблюдателям ОБСЕ. Между тем о полном прекращении огня на востоке страны договориться так и не удалось. Почему даже трагедия Boeing не заставила власти и ополченцев приостановить боевые действия, разбирался в Киеве корреспондент "Ъ" МАКСИМ ЮСИН.

Фото: Maxim Zmeyev, Reuters

"Трагедия с Boeing позволила властям Украины во многом переключить внимание общества на сбитый самолет и на время забыть о сложной ситуации, которая сложилась на южном участке антитеррористической операции (АТО)",— признал "Ъ" близкий к киевским властям аналитик, попросивший не называть его имени. Дело в том, что, по оценкам экспертов, дела на фронтах силовой операции у украинских военных вот уже почти неделю идут отнюдь не так успешно, как рапортует командование. Основные проблемы возникли именно на том "южном участке", где, как надеялись в Киеве, будет обеспечена итоговая победа.

На этом участке сконцентрированы войска, двинувшиеся в наступление с целью отрезать ополченцев Донецка и Луганска от российской границы. На первых порах все шло хорошо — ударная группировка продвигалась вперед, отсекая силы ополченцев от границы. Но потом ситуация в корне изменилась.

"Инициатива перешла к сепаратистам,— признает "Ъ" киевский аналитик Дмитрий Джангиров.— Чтобы понять почему, достаточно посмотреть на карту. Силы АТО растянулись длинной "кишкой" между территорией, контролируемой ДНР, и российской границей. И они стали легкой мишенью для мобильной группировки Стрелкова. Кроме того, в последнее время сепаратисты и силы АТО на некоторых участках практически сравнялись по огневой мощи. Пример — обстановка в районе стратегически важной высоты Саур-Могила. Там идет интенсивная артиллерийская дуэль, и украинская армия уже который день не может подавить огневые точки противника" (см. карту).

В результате действий ополченцев украинская группировка в составе 4-5 тыс. человек, пытавшаяся отсечь самопровозглашенные республики от границы с РФ, фактически сама попала в окружение. "Для сил, оказавшихся в котле, зажатых между Донецком и Россией, сложилась критическая ситуация,— говорит "Ъ" украинский политолог Михаил Погребинский.— У них заканчиваются боеприпасы, на исходе продовольствие и вода. Эвакуировать окруженных солдат, пробить к ним коридор, не представляется возможным — они отдалились от основных сил, проводящих АТО".

По мнению опрошенных "Ъ" киевских военных экспертов, спасти окруженную группировку могло бы перемирие на всех участках фронта. Но это понимают и командиры ополченцев. И видимо, поэтому на все призывы украинской стороны и иностранных посредников заключить длительное перемирие по всему фронту они до сих пор отвечали отказом. Максимум, на что согласились ополченцы — локальное прекращение огня в районе Шахтерска, где упал малайзийский лайнер. Это другой участок фронта, где инициатива в последние дни принадлежала украинским войскам, пытавшимся отвлечь силы ополченцев от окруженной "южной группировки".

"Командование АТО ждала жесткая критика в СМИ. Тем, кто разрабатывал операцию, пришлось бы держать ответ перед обществом. Возможно, это заставило бы пересмотреть подход к операции на востоке, не требовать быстрой победы, задуматься о ее цене. Все это могло бы подорвать позиции "партии войны", оказывающей сильное давление на президента Петра Порошенко. И напротив, дать дополнительные аргументы тем, кто настроен на переговоры, на мирное решение,— говорит "Ъ" киевский аналитик, близкий к украинскому руководству.— Но после трагедии в небе все это больше неактуально. Гибель Boeing надолго стала темой номер один, затмив все остальные. Об окруженной группировке почти никто не говорит".

Вся лента