Племенной инстинкт

Как теория племен из западного бестселлера перекочевала в российскую компанию

Компания — это не группа, не коллектив и не команда единомышленников. Компания — это племя со своими законами и ритуалами. В "СПСР-экспресс" всерьез решили поиграть в племена.

Фото: Екатерина Силина

Текст: Юлия Фуколова

— Черт меня подери! Я должен понять это! Что-то происходит на "Тэралоджик", и это что-то ускользает от меня. Все, чему меня учили в бизнес-школе, здесь не подходит.

В сложной ситуации оказался Грэг Райт, главный герой бизнес-романа "Boss: бесподобный или бесполезный", его написал американский консультант по управлению Рэймонд Иммельман. По сюжету Грэг работал в холдинге "Интеркол", но неожиданно его назначили руководить новым, недавно купленным заводом "Тэралоджик". Завод должен изготовить партию микросхем для крупного клиента — "Азиякомнэт", и от выполнения этого заказа зависит судьба как Грэга, так и завода в целом. Обстановка на производстве не из легких: загрузка мощностей низкая, производительность невысокая, каждый отдел тянет одеяло на себя. Грэгу за три месяца нужно сотворить чудо. И он его сотворил — с помощью наставника Батча Джонсона (сейчас бы его назвали коучем), который задавал нужные вопросы и подталкивал к нужным выводам.

Сильное племя — вот что нужно было создать из разобщенного коллектива, чтобы выполнить задачу. Люди готовы выкладываться на работе, когда они чувствуют себя частью этого сильного племени. Иммельман не только использовал яркую метафору, но и сформулировал 22 характеристики сильного племени (см. стр. 36). Главное — должен быть общий враг (или значимый конкурент), иначе сотрудники расслабляются. Кроме того, необходимы важные стимулы и мотивы для дальнейшего развития племени, внешняя атрибутика, ритуалы и т. д. По Иммельману, у человека существуют две базовые потребности — безопасность и значимость, каждая из них относится как к личности, так и к племени в целом. Нужно найти баланс между ними.

"Boss" давно стал настольной книгой во многих компаниях. Например, сотрудников "Евросети" ее заставлял читать бывший владелец Евгений Чичваркин. "Я не думаю, что Иммельман изобрел что-то великое, но он собрал в концентрированном виде и подал в интересном формате правильные управленческие вещи",— говорит консультант по управлению Александр Сивогривов (в прошлом вице-президент по организационному развитию и работе с людьми компании "Евросеть"). Директор департамента по управлению и развитию персонала "СПСР-экспресс" Инга Кутергина (на момент сдачи номера уже не работала в компании) тоже первый раз прочитала "Boss", будучи сотрудником "Евросети". Позже, работая в другом месте, она стала свидетелем, как собственник потерял налаженный бизнес. Организация развалилась изнутри: друзья владельца мешали работать наемным профессионалам, а слишком быстрый рост ее подкосил. Кутергина еще раз перечитала "Boss" и поняла, что компания совершила все ошибки, о которых писал Иммельман. И решила, что теория племен пригодится для нынешнего работодателя.

3,3 млрд руб. составила выручка компании "СПСР-экспресс" в 2012 году, по данным "СПАРК-Интерфакс". Ее чистая прибыль достигла 213 млн руб.

Игра без правил

"СПСР-экспресс" (доставка документов и грузов по России и за границу) была создана в 2001 году. Но совместную работу подразделений осложняла географическая разбросанность: у компании девять распределительных центров, 200 филиалов и представительств. Чтобы собрать вместе всех топ-менеджеров (150  человек), компания раз в год вывозит их в апреле в Турцию на большое совещание.

В прошлом году в последний день выездного совещания решили устроить для топ-менеджеров игру по книге "Boss": люди должны были почувствовать, что такое безопасность и значимость племени. Руководителей разбили на 12 групп, им необходимо было передвигаться по отелю, решая по пути разные задачи (например, построить дом, используя разные предметы вплоть до бумажных полотенец) и сталкиваясь с другими группами. На одном из этапов ведущий специально провоцировал игроков, унижал, понижая их безопасность и значимость. Но финал игры оказался немного скомканным. По замыслу организаторов, игроки должны были объединиться в одну команду, но кто-то вспомнил про книгу Иммельмана, узнал ситуации, и в зале началась дискуссия по поводу принципов, изложенных в ней.

Руководитель центрального почтового округа (ЦПО) "СПСР-экспресс" Евгений Мочалов прочитал книгу сразу после поездки и буквально загорелся теорией племен: его ситуация чем-то напоминала ту, в которой оказался Грэг Райт. Мочалов пришел в компанию в прошлом году, а его предшественник, которого любил весь коллектив, ушел на повышение. Евгения приняли настороженно. Некоторые его подчиненные работали в компании 10-12 лет, они вели себя как неформальные лидеры и чувствовали себя незаменимыми. К тому же ЦПО несколько лет подряд признавался лучшим округом, и теперь многие считали, что показатели просядут.

Мочалов решил объединить свое подразделение в новое племя. Он начал использовать принципы управления племенем для работы с подчиненными, а потом предложил HR-департаменту свой округ в качестве полигона. "Опираясь на книгу "Boss", мы разработали для руководителей филиалов ЦПО лидерский онлайн-курс,— рассказывает Инга Кутергина.— Честно говоря, во время селекторного совещания мы опасались, что директора воспримут идею в штыки. Возникла напряженная пауза, а потом у всех отлегло: люди согласились попробовать".

15 руководителей филиалов разделили на два племени. В первое собрали более молодых менеджеров — они назвали себя "Серферы". Более опытные и консервативные управленцы взяли название "Альфа". "Мы хотели столкнуть их лбами, создать внутреннюю конкуренцию, а потом объединить",— рассказывает Кутергина. Участникам высылали рабочие материалы, каждый урок был посвящен изучению и практической отработке одного из принципов книги "Boss". Директора филиалов выполняли задание индивидуально, а затем группа готовила общий отчет. Команда, приславшая отчет первой, получала символическую звезду. Каждую среду по Skype обсуждали итоги. По словам Кутергиной, ведущему приходилось нелегко: если "Серферы" шли на контакт и быстро схватывали идеи, то с "Альфой" приходилось быть начеку, они любили отпускать ехидные комментарии.

Роман о бизнесе


Книга "Boss: бесподобный или бесполезный" впервые была издана в России издательством Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) в 2005 году. По словам руководителя издательства Вячеслава Болтрукевича, бизнес-роман пользуется популярностью, тираж каждый год допечатывается. Один банк недавно заказал сразу 400 экземпляров. Автор книги — американский консультант по управлению Рэймонд Иммельман, который использует в работе теорию ограничений. Роман "Boss" (оригинальное название Great Boss Dead Boss) — его единственная книга.

Враг не пройдет

"Я хочу, чтобы наш общий враг был осязаем. Нужно, чтобы все знали, против кого мы боремся",— заявил Грэг Райт на собрании сотрудников.

Такое же задание получили и директора филиалов ЦПО — определить, кто их враг. Директора филиалов назвали одного-двух своих конкурентов, кто-то даже съездил к "врагу" в офис на разведку и привез рекламные материалы. Информацию о конкурентах (название, логотип, экономические показатели) рисовали на плакатах, даже курьеры стали подходить и интересоваться. Впрочем, в одном филиале врагом назвали лень и халатность.

Следующий "урок" — о роли ритуалов в жизни компании. Выяснилось, что всего два руководителя из 15 проводят собрания коллектива. "Нам было важно убедить всех директоров, в том числе опытных, почему нужно собирать сотрудников — раз в неделю, две недели или раз в месяц,— рассказывает Кутергина.— В сильном племени все должны знать, где находится компания, видеть результаты работы, ощущать себя единым целым". Результат не заставил себя ждать. Недавно один из курьеров выступил в роли пиарщика: машина с символикой "СПСР-экспресс" случайно попала в кадр местного ТВ, которое снимало сюжет. И сотрудник решил остаться на месте, несмотря на то что его ждал следующий клиент. Другие курьеры стали по дороге домой заезжать в разные магазины и раздавать рекламные листовки. А в одном из филиалов курьеры начали мыть машины фирмы, хотя это не входит в их должностные обязанности.

По словам Кутергиной, она встречала в разных компаниях необычные ритуалы. Например, в одном магазине придумали "кокон удачи". Утром сотрудники становились в круг, подпрыгивали, обнимая друг друга за плечи,— "заряжались" энергией на новый день. "Ежегодный парад Победы — это тоже ритуал",— говорит Кутергина. По ее словам, сильное племя должно праздновать свои победы, даже маленькие. Евгений Мочалов тоже ввел в своем подразделении награду — кубок ЦПО и стал награждать им лучший филиал.

Знаки отличия — тоже один из элементов сильного племени. Грэг Райт начал с того, что одел всю компанию, включая руководство, в единую форму, где знаки отличия указывали на личные достижения человека. В "СПСР-экспресс" в прошлом году на конференции менеджерам выдали красные футболки, которые раньше предназначались только для курьеров. Многие участники сопротивлялись: одного руководителя чуть ли не насильно переодевали. Но в последний день уже все пришли в фирменных футболках и банданах. А после конференции традиция носить форму осталась, многие даже спрашивали, где ее взять. "В метро я часто вижу людей в нашей спецодежде, которые едут на работу, и это не только курьеры",— рассказывает Евгений Мочалов.

У каждого сильного племени есть свой укрепленный город, убежище, где племя хранит ценности или символы, решил Грэг Райт. В "СПСР-экспресс" посчитали, что их "город" — это главный сортировочный центр, конвейерная лента, где происходит сортировка грузов. Сюда теперь водят на экскурсию всех новичков в рамках вводного тренинга. А также обучают терминологии, то есть "языку племени" (еще один из принципов книги "Boss"). Скажем, главный термин — "экспресс-отправление", то есть груз; соответствующий ему номер в системе и документ — накладная.

Чтобы сотрудники могли говорить на одном языке, для них организовали тренинги по бизнес-коммуникации, используя книгу "Boss". Ведь люди должны понимать, что для общего дела при общении с другими подразделениями им стоит отказаться от профессионального жаргона. Начали с традиционно обособленных отделов — ИТ-службы и бухгалтерии. Один из руководителей филиалов был потрясен, когда позвонил в ИТ-отдел и его проблему решили за считанные минуты. Хотя раньше айтишников чаще ругали, чем хвалили. Сами же айтишники считали себя самыми умными.

С сотрудницами бухгалтерии тоже произошла метаморфоза. Обычно они не очень охотно принимали участие в подготовке празднования 23 февраля — мол, есть дела поважнее, а в этом году активно подключились. "Почувствовали себя наконец частью большого коллектива",— говорит Кутергина.

40 млн отправлений пересекло границу России в 2013 году, по данным "СПСР-экспресс". При этом сама компания доставила около 1 млн отправлений

Союз племен

Создав на заводе "Тэралоджик" сильное племя и возглавив его, Грэг Райт сумел нейтрализовать неформальных лидеров. У Евгения Мочалова получилось так же. Первые полгода на общих собраниях, где сотрудники обсуждали рабочие планы, один руководитель часто вступал в конфронтацию с коллегами. Евгений обычно корректно управлял дискуссией. Недавно, когда директор одного филиала выступал с докладом, неформальный лидер опять начал влезать со своими репликами, но докладчик резко его осадил: "Выступите, когда вам дадут слово". Теперь уже племя показало "неформалу", где его место.

Почувствовав перемены в настроениях сотрудников, HR-отдел запустил проект, на который раньше вряд ли бы решился. Когда уволился один из руководителей округа, в компании первый раз объявили конкурс на замещение вакантной должности. Возникла идея дать соискателям разработать в качестве теста бизнес-план по открытию филиала в Крыму. "Люди активно включились, они почувствовали драйв, уровень многих заявок был просто отличный. Несмотря на то что вакансия досталась только одному человеку",— рассказывает Кутергина. По ее словам, если бы подобный конкурс устроили года два назад, идея бы вряд ли сработала.

Для очередной конференции топ-менеджеров, которую "СПСР-экспресс" проводила в Турции в апреле этого года, тоже придумали новые фишки. "Мы все вместе спели новый гимн компании, причем никто никого не заставлял — получилось само собой",— рассказывает Кутергина. Для новых сотрудников, которые работают в компании меньше года, сделали значки как символ принадлежности к племени. Наконец, провели новую игру по книге "Boss" (которую к тому времени прочитали практически все).

По сценарию восемь команд попали на необитаемый остров и должны были выбрать лидеров. Лидер получал от ведущих информацию, а дальше распоряжался ею по своему усмотрению. "Мы хотели показать, как опасен для коллектива информационный вакуум",— рассказывает Инга Кутергина. В конце игры племена должны были объединиться, чтобы выжить. Но это произошло стихийно, игроки не успели проговорить роли и обязанности в будущем племени. "Люди почувствовали на себе эффект толпы — это был важный момент. Они осознали свои ошибки и поняли, как должен действовать настоящий лидер",— продолжает топ-менеджер.

Наконец, сотрудники ЦПО создали презентацию о своем онлайн-обучении, после чего другие подразделения тоже захотели пройти этот курс. В "СПСР-экспресс" решили, что будут проводить программу и в других округах. Все-таки сильное сплоченное племя — лучшее оружие против врага.

37% составил уровень вовлеченности российских сотрудников в этом году, по результатам исследования Kelly Services. В прошлом году показатель был равен 28%

Фото: Из личного архива.

Александр Сивогривов, консультант по управлению:

— В книге "Boss" автор очень точно описал поведенческие особенности коллективов — ситуации знакомы многим компаниям. И предложил методы, помогающие сплотить людей. Самое ценное, что может сделать руководитель для мотивации сотрудников,— зажечь в них искру желания работать. Эти методы успешно работают даже на уровне страны. В "СПСР-экспресс" задали регулярный ритм управления изменениями, увлекли сотрудников теорией племен, сформировали "племя" приверженцев теории, зафиксировали положительные сдвиги. Главное, чтобы хватило сил довести эксперимент до конца и применить его результаты в целом на все подразделения компании. Тяжело сдвинуть вагон с места, а дальше уже легче.

Вся лента