Генерация мощности

По словам АЛЕКСЕЯ ПОПКОВА, генерального директора "Невского завода", одного из самых современных машиностроительных предприятий страны, смысл развития компании состоит не только в том, чтобы нарастить и диверсифицировать производство, но и выйти на новые для себя рынки спроса.

Алексей Попков верит в то, что кадры решают многое. Но и не забывает об автоматизации производственных процессов

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Ежегодно "Невский завод" производит до 12 газоперекачивающих агрегатов, 12-14 компрессоров разных типов, 2-3 паровые машины. Кроме того, выпускается большое количество запчастей, которые направляются на станции. Объемы реализации продукции — около 12 млрд руб. ежегодно.

— Где вы взяли деньги на модернизацию?

— В 2007 году "Невский завод" был выкуплен холдинговой компанией "РЭП Холдинг", после чего и начались активные инвестиционные вложения как в оборудование, так и в строительство, модернизацию цехов и инфраструктуры. Инвестиции производились для реализации программы развития, главным ориентиром которой являлась разработка и поставка нового оборудования для "Газпрома". В 2007 году завод находился в плачевном состоянии: неработоспособное либо выработавшее ресурс оборудование, полуразваленные производственные цеха и административные помещения, аварийное состояние инженерных коммуникаций всего предприятия. Портфель заказов и, как следствие, объемы производства в то время были ничтожно малы — они не позволяли развивать предприятие за счет собственных средств. Для привлечения кредита под проект модернизации производства был необходим серьезный заказ на производство, и такой заказ появился. Мы получили заказ на производство газоперекачивающего агрегата "Ладога 32" для проекта строительства магистральных газопроводов "Северный поток" (Бованенково--Ухта). За это время было инвестировано более 2,4 млрд руб. в основное технологическое оборудование и около 2,6 млрд руб.— в строительство и модернизацию цехов, в объекты собственной инфраструктуры. Стоит отметить, что основным источником финансирования стали заемные средства — ориентировочно более 80%.

Уже с 2009 года мы начали поставку агрегатов "Ладога 32". Одновременно завод изготавливал паровые машины с компрессорами для нужд металлургической промышленности, нагнетатели и запасные части. Постепенно портфель заказов увеличивался, в денежном эквиваленте львиную долю составляли проекты газоперекачивающих агрегатов мощностью 32 МВт и электрогазоперекачивающих агрегатов мощностью 4 и 6 МВт (ЭГПА — электроприводной газоперекачивающий агрегат с системой активных магнитных подшипников). Проекты ЭГПА поставлялись на газопроводы "Томсктрансгаза" и "Лентрансгаза". В апреле текущего года мы полностью выполнили свои обязательства перед "Газпромом" по поставке агрегатов на вторую ветку "Северного потока". В июне мы закончим поставку агрегатов на КС " Русская" проекта "Южный поток" первой очереди. На сегодняшний день изготовлено и поставлено более 36 ГПА "Ладога 32". У нас есть также стратегия развития, ориентированная на потребности "Газпрома" до 2020 года в рамкам подписанной программы долгосрочного сотрудничества. Сейчас у нас основные поставки приходятся на газоперекачивающие агрегаты мощностью 32 МВт.

— Эффект от модернизации еще актуален?

— "Невский завод" сегодня является одним из лучших предприятий в России по уровню технологии производства. Но мы понимаем, что сегодня предприятию нашего уровня необходимо иметь в своей производственной линейке современные машины востребованных на рынке номиналов мощностей. Такими являются новые агрегаты мощностью 16 и 22 МВт. Уже сегодня мы находимся в заключительной стадии разработки новой газовой турбины мощностью 16 МВт, скоро приступим к изготовлению с последующим испытанием пилотного образца. Данный проект мы реализовываем совместно с компанией General Electric. Параллельно проводится аналогичная работа с компанией Caterpillar, в рамках которой мы начали освоение производства агрегатов мощностью 22 МВт с полным циклом испытаний. Предварительная оценка инвестиций в оба проекта — свыше 3 млрд руб. Частично это будут заемные средства, частично — собственные.

Таким образом, результат глобальной модернизации нашего предприятия очевиден — и это не только возможность самостоятельного освоения производства новых видов продукции, но также и возможность успешной локализации зарубежных технологий, производства и разработки оборудования мирового уровня в партнерстве с крупнейшими игроками рынка энергетического машиностроения. Мы привлекательны для международных крупнейших компаний (GE, Siemens, Caterpillar и др.), которые расширяют свой бизнес в России, как для инвестиций, так и для стратегического партнерства по совместному проектированию и производству новейшего оборудования. В России школа проектирования именно индустриальных газовых турбин в течение последних 25 лет практически не развивалась, поэтому получение новых знаний у одного из лидеров в данной отрасли и их практическая реализация у нас в стране — задача крайне интересная и необходимая. И то, что мы располагаем современным высокотехнологичным производственным комплексом (современный станочный парк, масштабная испытательная база), а также высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами, четко выстроенной производственной системой, играет в этом партнерстве определяющую роль.

Причем мы выстраивали свою технологическую линию (производство) таким образом, чтобы в случае необходимости перехода на другой тип изделия не испытывать проблем с переналадкой и не стоять перед задачей нового инвестирования. Тем более что основные производственные циклы в металлообработке, сварке, сборке и т. д. останутся такими же. Разве что габариты могут измениться, но мы это учли.

— Какова степень локализации выпускаемого оборудования?

— Все типы нагнетателей, компрессоров, паровых турбин и части газотурбинных двигателей являются собственной разработкой, поэтому производство этих изделий собственное на 100%. Газоперекачивающий агрегат "Ладога 32", который мы делаем по лицензии General Electric, локализован на 95%. Некоторые узлы мы закупаем у сторонних компаний. Конечно, перед тем, как принимать решение о размещении на стороне или собственном изготовлении, мы смотрим на экономическую составляющую вопроса. Кроме газовых турбин есть и другие лицензионные продукты, производство которых мы успешно освоили. Мы освоили производство активного магнитного подшипника в составе ЭГПА, а также системы управления для него по лицензии компании SKF (S2M). Данный продукт уже сегодня зарекомендовал себя в составе наших нагнетателей с лучшей стороны. Подтверждением тому служат положительные референции с объектов и высокие производственные показатели.

Основной задачей для нас сейчас является автоматизация производства, в рамках которой предстоит увязка абсолютно всех бизнес-процессов в одну систему с возможностью их перестроения в случае изменений, которые происходят регулярно. Если рассматривать в этом ключе, то через два-три года, я думаю, процесс будет автоматизирован до уровня 100%.

— Как вы оцениваете свою команду?

— Я до сих пор считаю, что кадры решают многое. Но это не отменяет моего подхода, что автоматизация процессов должна также привести к снижению влияния человеческого фактора на процесс, причем не важно — будь это оператор станков или плановик.

— Существует ли сейчас конкуренция на внутреннем рынке?

— Конкуренты есть всегда. Отсутствие конкурентов может привести к печальным последствиям для производства, как и для разработок. Если говорить о турбокомпрессоростроении, то, безусловно, турбины и компрессоры поставляют и другие игроки рынка, но они являются как нашими конкурентами, так и партнерами одновременно. Например, российская корпорация ОДК, будучи крупнейшим в стране производителем авиационных турбин и реализовывая в том числе стратегические проекты для энергетики и нефтегазового сектора, одновременно является нашим партнером. Мы вместе работали над созданием первого образца унифицированного газоперекачивающего агрегата для "Газпрома": Пермский завод делал двигатель, а мы — компрессор. Да и турбины они производят авиационные, легко и быстро набирающие обороты, позволяющие нашим военным самолетам быть самыми быстрыми и маневренными. Наши турбины другие — такие рабочие лошадки, которые готовы работать долго, около 30 лет, в тяжелых условиях, с длительной нагрузкой. Поэтому и называются Heavy Duty. Но есть одна общая задача и у ОДК, и у нас — совместными усилиями поднимать уровень российского производства, обеспечивать ключевые сегменты рынка самыми современными, надежными и экономичными газовыми турбинами.

Наша стратегия — расширение кооперации как с российскими компаниями, так и с международными лидерами энергетического машиностроения для получения новых компетенций в области проектирования и производства турбокомпрессорного оборудования.

Мы сейчас вышли на очень высокий уровень партнерства, и наше сотрудничество с GE по совместному проектированию турбин новой мощности тому яркий пример. Традиционно стационарные газотурбинные установки "Невского завода" средней мощности были номер один в России. Одних только наших установок 10 МВт произведено за предыдущие годы более 1 тыс. единиц. В современных условиях, конечно, доля западных поставщиков на этом рынке значительная — порядка 30% турбин мощностью до 25 МВт и более 90% турбин 25-50 МВт. Это в первую очередь Siemens и General Electric, потому что качество лучше, срок службы дольше.

— Каков алгоритм обслуживания оборудования?

— Обслуживать такие газовые турбины нужно раз в три года и непосредственно на объекте, где они установлены. Но иногда с обслуживанием возникают проблемы. Наши специалисты прошли полный цикл обучения у западных партнеров и сегодня готовы оказывать полный спектр услуг по сервису, пусконаладке. Для работы в России это крайне важно, поскольку позволяет оперативно реагировать на любые вопросы, возникающие в ходе эксплуатации оборудования. И это, безусловно, является одним из наших конкурентных преимуществ.

— Ваш главный заказчик "Газпром", но ведь закон диверсификации рынков сбыта никто не отменял?

— Главный заказчик в лице "Газпрома" — это положительный момент для предприятия, но и большая зависимость одновременно. Мы гордимся нашим долгосрочным партнерством, и, безусловно, для нас это очень ответственно. Но, конечно, мы не ограничиваемся обеспечением оборудованием исключительно предприятий газового сектора в лице "Газпрома". По проектам для "Газпрома" традиционно мы работаем с департаментом транспортировки и продолжаем реализацию важных для нас проектов в департаментах добычи. Но наш производственный опыт и наши компетенции позволяют осуществлять комплексные поставки нашего оборудования и для объектов нефтяной, металлургической, химической отрасли, для электросетевого и энергетического комплекса. Наш портфель заказов достаточно диверсифицирован — это не только агрегаты для транспортировки природного газа, но и оборудование для компримирования попутного нефтяного газа, это турбины и компрессоры для крупнейших металлургических предприятий, и сейчас мы очень активно выходим на рынок генерации и малой энергетики, предлагая свои решения в области строительства газотурбинных электростанций различной мощности. А недавно мы заключили контракт на поставку агрегатов для нужд "Газпром нефти", есть и другие перспективные проекты. Например, выход на рынок добычи и объекты малой энергетики будут для нас большим шагом вперед.

Беседовала Кристина Наумова

Вся лента