Фестиваль с подтекстом

Завершился 36-й Московский кинофестиваль, отличие которого от предыдущих было обусловлено политическими причинами.

Вместо создателей "Моего мужчины", не появившихся на церемонии вручения призов ММКФ, "Золотого Георгия" забирал советник посольства Японии Кусакабэ Есукэ

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Рубрику ведет Мария Мазалова

Еще до начала фестиваля на предварительных пресс-конференциях программный директор Кирилл Разлогов рассказывал, что получил много вежливых отказов предоставить в конкурс картину, хотя не все режиссеры прямо объясняли нежелание ехать в Москву политической ситуацией. Впрочем, особого расстройства ни организаторы, ни гости, ни участники фестиваля по поводу антироссийских настроений не испытали или, во всяком случае, не подали виду. С функцией председателя жюри отлично справился живой классик Глеб Панфилов, а его супруга Инна Чурикова получила почетный приз за достижение вершин актерского мастерства "Верю. Константин Станиславский", который раньше в основном получали иностранные суперзвезды.

Уровень фестиваля остается почти неизменным уже который год, некоторое волнение общественности вызывает разве что вопрос, какие российские фильмы попадут в конкурс. Лет пятнадцать назад отсутствие отечественной картины на ММКФ еще могло вызвать некую тревогу, мол, не находится ли наш кинематограф в таком упадке, что даже на родной, домашний, фестиваль нечего отобрать, но теперь все понимают, что это очень условный критерий состояния кинопроцесса. Уровень конкурса ММКФ всегда был средним, в отдельных случаях поднимаясь чуть выше, нередко падая чуть ниже. В целом основной конкурс так и остался ритуальным мероприятием, без которого не может обойтись фестиваль класса А, синефилов и киноведов давно больше привлекают параллельные внеконкурсные программы.

В конкурсе этого года были, однако, фильмы, проходившие с аншлагами. Это награжденная призом за режиссуру картина "Да и да" Валерии Гай Германики, а также "Самый опасный человек" известного голландца Антона Корбейна, снятый по шпионскому роману Джона Ле Карре с Филипом Сеймуром Хоффманом в главной роли. Ему мог бы достаться, пусть посмертно, приз за лучшую мужскую роль, однако жюри сочло, что награда нужнее японцу Таданобу Асано. Он успешно подвизается в голливудских блокбастерах, но не брезгует и родным артхаусом, который представлял Кадзуеси Кумакири с драмой о непростых отношениях героя с влюбившейся в него приемной дочерью "Мой мужчина". Жюри почему-то выбрало именно эту посредственную картину в качестве наиболее достойной главного приза — "Золотого Георгия". Любопытно, что второй год подряд на ММКФ побеждают Турция и Япония, только в прошлый раз гран-при достался турецкому фильму, а спецприз жюри — японскому, а в этот, наоборот, "Золотой Георгий" был присужден японскому фильму, а спецприз — турецкому, комедии про слепого режиссера "Свет очей моих" Мелика Сарачоглу и Хаккы Куртулуша. Правда, усмотреть в этом какой-то политический подтекст трудно. Зато отчетливая политическая мотивация стояла за призом исполнительнице лучшей женской роли Наталке Половинке из украинской картины "Братья. Последняя исповедь" Виктории Трофименко. Вероятно, и про сам этот фильм, и про актрису многие мгновенно забыли, когда принимавший награду председатель украинского Союза кинематографистов Сергей Тримбач обратился к президенту Путину с просьбой об освобождении режиссера Олега Сенцова, в очередной раз подтвердив, что, как бы культура ни стремилась быть отдельной от политики, идея эта абсолютно утопическая.

Лидия Маслова

Вся лента