На Мастер-банке учатся

Пластиковые карты

ЦБ разработал меры для решения в будущем проблем с платежными картами, аналогичных тем, что возникли у банков после отзыва лицензии у Мастер-банка. Рекомендации регулятора направлены на обеспечение бесперебойности расчетов по картам. Впрочем, вопрос о том, насколько охотно банки будут им следовать, пока остается открытым.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Новые рекомендации ЦБ содержатся в письме ЦБ N104-Т, опубликованном вчера на сайте Банка России. Причиной его появления стало отключение от платежных систем более чем 200 банков, находившихся на процессинге Мастер-банка, после отзыва у него лицензии в ноябре 2013 года. Одномоментно заблокированными оказались около 300 тыс. карт разных банков. Сами банки потеряли около $30 млн в страховых депозитах, размещенных на их корсчетах в Мастер-банке. Теперь регулятор рекомендует операторам платежных систем требовать от банков-спонсоров, осуществляющих процессинг для других участников рынка (банков-аффилиатов), не подключенных к системе напрямую, создавать гарантийные фонды. "Речь идет о том, что банки-аффилиаты будут размещать страховые депозиты у банка-спонсора не на обычном корсчете, как сейчас, а на счете гарантийного фонда в том же самом банке",— говорит собеседник "Ъ", знакомый с инициативой ЦБ. Их сохранность будет обеспечена нормой закона "О национальной платежной системе", согласно которой средства гарантийного фонда не попадают в конкурсную массу в случае банкротства банка. Впрочем, насколько охотно участники платежной системы будут исполнять эту рекомендацию — пока неясно. "Обычно платежные системы избегают регулирования взаимоотношений между банком-спонсором и аффилиатом, поэтому контролировать создание таких фондов они, скорее всего, будут формально",— говорит собеседник "Ъ".

Другое нововведение — банки-аффилиаты должны разработать план оперативной смены банка-спонсора, в том числе на случай отзыва у него лицензии. "Это логичные рекомендации, однако скорость перехода в другой банк-спонсор в большей степени зависит от оперативности самих платежных систем, которые даже в критической ситуации осуществляют смену спонсорства не менее чем за два месяца",— отмечает председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов.

Ольга Шестопал

Вся лента