Тяжесть как радость

Black Sabbath в спорткомплексе "Олимпийский"

Гастроли рок

Black Sabbath не только проехались по всем человеческим порокам катком тяжелого рока, но и предложили публике запоминающиеся иллюстрации

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Перенесенный с прошлого года из-за болезни гитариста Тони Айомми концерт группы Black Sabbath состоялся в спорткомплексе "Олимпийский". Правда, опять не обошлось без приключений. Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.

По отдельности люди, появившиеся в этот вечер на сцене, уже играли в Москве. Оззи Осборн давал здесь сольные концерты. Остальные два участника Black Sabbath — Тони Айомми и Гизер Батлер, прибывшие в Россию,— играли здесь под именем Heaven & Hell, когда у микрофона был покойный Ронни Джеймс Дио. В классическом составе Black Sabbath приехали в Москву впервые, и их визит был обставлен как премьера.

Менеджмент группы выступил с инициативой провести пресс-конференцию для российских журналистов, она состоялась накануне концерта. Никаких откровений на ней не случилось. Пожалуй, самым интересным моментом было вручение Black Sabbath платинового диска по итогам продаж прошлогоднего альбома-реюниона "13", в поддержку которого гастролирует британский коллектив. В России платиновый альбом означает продажи физических носителей в объеме не менее 10 тыс. копий. В принципе это довольно важная новость для музыкальной индустрии — что в наше время кто-то в состоянии продать 10 тыс. CD. В остальном музыканты отделывались общими фразами и крайне туманно комментировали будущее группы. Отсутствие в составе барабанщика Билла Уорда члены Black Sabbath объяснили его болезнью и заявили, что по-прежнему чувствуют себя квартетом. В студии во время записи "13" группа тоже обошлась без своего барабанщика, наняв сессионного музыканта. Тогда это объясняли финансовыми причинами.

Вот за чье здоровье стоило переживать, так это Тони Айомми, гитариста и мозга группы. Кстати, вопреки принятому в России произношению Оззи Осборн называл его Тони Йомми, чему крайне удивились здешние фанаты. Человек, победивший лимфому, вернулся в строй и выглядел — как на пресс-конференции, так и на сцене — величественно и статично. Собственно, никакой физической активности от него никто и не ждал. От него просто требовалось выпиливать все знакомые с юности риффы так, чтобы пробирала дрожь. И он делал это с блеском.

Оззи Осборн вел себя на сцене ровно так же, как на редких, но регулярных сольных концертах в Москве. Взгляд испуганного ребенка, старческая припрыжка, стандартные слоганы "Вы в порядке?" и "Я вас не слышу" и ведра с водой, припасенные для полива партера. Время от времени Оззи Осборн ухал совой, приговаривая: "Я все еще крейзи... А вы?"

64-летний Гизер Батлер олицетворял в группе стабильность. Скорости его пальцев, не снижающейся даже на низкотемповых вещах, могут позавидовать многие бас-гитаристы следующих генераций. Его партнером по ритм-секции в этом турне стал барабанщик Томми Клайфтос, продемонстрировавший бронебойную силу в сольном номере — прологе к "Iron Man".

На пресс-конференции журналистов очень просили не касаться политики. Black Sabbath, в свою очередь, продемонстрировали на концерте верх политкорректности. Фоном к антивоенной песне "War Pigs", открывающей все концерты турне, стала нарезка с кадрами военных парадов и демонстрации силы американской, китайской и иных военщин. "Политики прячутся, их дело — начать войну,— пел Оззи Осборн.— Почему бы им самим не выйти на поле брани? Нет, они оставляют эту роль беднякам". Актуальную тему конфликтов на территории бывшего СССР Black Sabbath в видеоподборке аккуратно обошли.

Музыканты Black Sabbath — настолько монументальные фигуры, что на экране хватило бы только их крупных планов. Однако они всерьез озаботились видеосопровождением. Кокаиновый гимн "Snowblind", к моменту исполнения которого группа как следует разыгралась и вышла, так сказать, на проектную мощность, звучал под "аккомпанемент" видео, которое производило совершенно наркотический эффект и при этом искусно избегало кадров самого приема вещества. Black Sabbath не только проехались по всем человеческим порокам катком тяжелого рока, но и предложили публике запоминающиеся иллюстрации. Уже на финишной прямой под "Dirty Woman" на экране замельтешили кадры середины прошлого века со стриптизершами топлес, и в какой-то момент показалось, что женская грудь — главное, что останется в памяти от исторического концерта. Тем более что сыграна песня была на пределе экзальтации.

Но запомнился концерт Black Sabbath все же не этим, а неслучившимся финалом. Все понимали, что главный хит группы "Paranoid" берегут под занавес. Зрители готовились зайтись в полном и окончательном экстазе. Но посреди предпоследней вещи — "Children Of The Grave" — вдруг выключились динамики в зале. При этом сами музыканты прекрасно слышали себя в сценических мониторах и продолжали самоотверженно рубиться. Это немного напоминало немое кино. Ситуация сложилась прискорбная, группа покинула сцену, доиграв песню, и не стала выходить на бис. Однако все предшествующие полтора часа были чистым наслаждением для поклонников тяжелого звука, люди буквально припали к первоисточнику. Поэтому финальный косяк не воспринимался как провал. В конце концов, сломалась техника. А люди-то выдержали — и это главное.

Вся лента