Пиксель на свободе

Иван Тузов в "Культурном альянсе"

Выставка современное искусство

На персональной выставке в «Культурном альянсе» питерский художник Иван Тузов превратил пиксели в мозаику, а героев советского времени — в персонажей карикатур

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

В "Культурном альянсе" Марата Гельмана открылась выставка молодого художника из Петербурга Ивана Тузова "Развирт". Мозаичные полотна из современных отделочных материалов с изображением пиксельных героев напомнили АЛЕКСАНДРЕ ШЕСТАКОВОЙ о застойных временах соц-арта.

"Культурный альянс" стал коммерческим в начале этого года. Одноименная площадка на "Винзаводе" была открыта в 2012 году на базе одноименной ассоциации и на месте закрытой весной 2012 года Галереи Марата Гельмана. Основной целью площадки было "превратить московскую художественную сцену в российскую". Многолетний опыт сотрудничества с регионами в директорском кресле Музея современного искусства Перми вдохновил господина Гельмана на создание нишевой организации, занимающейся исключительно художниками за МКАД.

После того как "Культурный альянс" стал коммерческой галереей, его цели несильно изменились. В этом году Марат Гельман пообещал сосредоточиться на питерских художниках. Это правильная стратегия: между двумя столицами диалога удивительно мало, зато взаимного обмена шпильками предостаточно. О том, что происходит в питерском арт-мире, Москва узнает с большим опозданием. Господин Гельман начал с семьи митьков Флоренских и продолжил бывшим участником коллектива "Новые тупые" и основателем движения Parazit Владимиром Козиным (третьей выставкой "Альянса" стали картины выпавшего из ряда Александра Савко — он родился в Молдавии и давно работает в Москве). С коммерческой точки зрения все идет весьма удачно: как уверяет господин Гельман, с первой выставки были куплены все картины, а работы Владимира Козина были отобраны для выставки в галерее Saatchi, которая откроется в ноябре этого года.

Тузов стал третьим петербуржцем в коммерческом "Культурном альянсе" и вторым после Козина "паразитом". Интерес Марата Гельмана к этой группе объясним любовью к юмористически настроенным художникам — от скандального сибиряка Василия Слонова до киевлянина Ильи Чичкана. Ирония и хулиганство всегда были важными признаками современности для основателя "Культурного альянса". Коммерчески "Развиртуализация" прошла успешно: на открытии были проданы 11 работ художника (от €3 тыс. до €5 тыс.). По словам Марата Гельмана, это отличный результат для молодого художника, чья основная деятельность до этого момента была связана с социальными сетями.

""Развирт" — от слова "развиртуализация" (я из социальной сети вышел в мир) — стал из компьютерной графики делать материальные вещи",— объясняет художник название выставки. Если раньше Тузов печатал пиксельные картинки на бумаге, то теперь он превратил некоторые свои изображения в плиточные мозаики. Из невесомых и несерьезных копий пиксель-арта, которому место на экране монитора, они превратились в фактурные и дорогие на вид вещи, что выглядит идеальным соответствием процессу встречи в реальной жизни человека, которого видел только на аватаре. Интернет-стереотипы предсказывают нам ужасные трансформации: девочка в легком платьице оборачивается матерью троих детей, юноша — люмпеном в алкоголичке, но в случае Тузова все, скорее, наоборот. Пусть мозаика и связана в массовом сознании с интерьерами и фасадами советских учреждений, на материале легкомысленных сюжетов художника она, скорее всего, раскрывается как идеальный способ сохранить мерцание экрана в аналоговой технике.

Собственно, в пиксель-арте как явлении ничего нового нет — им уже давно занимается популярная в разных средах художница Наталья Стручкова, используя, правда, холст и масло. От Стручковой автора "Развирта" отличают остроумие в духе Бэнкси и стремление представить историю искусства как компьютерную стрелялку 1980-х — с частичной заменой героев пиксель-версиями политических деятелей советского времени. Сюжеты русской и европейской живописи превращаются в хармсовские миниатюры — только не про Пушкина и Гоголя, а про Ленина и Сталина. Появление первых руководителей Страны Советов в художественном словаре Тузова объяснимо для художника, выкарабкавшегося из колыбели Великой Октябрьской революции.

Комический потенциал Ленина и Сталина, казалось бы, угас в начале 1990-х, но работы Тузова при всей их простоте напоминают о том, что два государственных деятеля еще не легли в долгий ящик. Их образы и поныне используются публицистами разных политических направлений в риторических целях с переменным успехом. Такого рода юмор забавен не столько сам по себе, сколько в качестве знака времени: соц-арт — искусство, сталкивавшее приемы рекламы и классической живописи с пантеоном советских госдеятелей,— возник в период брежневского застоя. В этом смысле появление пиксельного соц-арта, пусть менее глубокого, но настолько же ироничного, кажется интересным симптомом "стабильности".

Вся лента