"Это решение можно оценивать как влияние страхового лобби на политику Минфина"

Полис ОСАГО прибавит в цене до 1 тыс. руб. Центробанк и страховщики назвали свои границы повышения тарифов по автогражданке, пишет газета "Коммерсантъ". Вице-президент компании "Ингосстрах" Илья Соломатин обсудил тему с ведущим Андреем Норкиным.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Нижнюю планку в 800 руб. озвучил регулятор, верхнюю планку в 950 руб. — представители рынка. При этом указанные цены не учитывают повышение выплат за причинение ущерба жизни, которое планируется к внедрению через 15 месяцев. Поправки к закону об ОСАГО сейчас ожидают в Госдуме второго чтения.

— Можно ли говорить о том, что повышение тарифов ОСАГО обусловлено объективными причинами?

И.С.: Безусловно, да, потому что закон не изменялся 11 лет. Сейчас мы имеем дело с принципиально новым проектом закона, который должен будет в ближайшее время приняться Государственной думой. Будут увеличены и лимиты возмещения по имуществу, и лимиты по жизни и здоровью.

— А откуда взялись эти суммы — 800 руб., 950 руб.? Почему именно в таком приблизительно размере планируется повышение?

И.С.: Это не совсем корректный расчет, потому что речь шла о процентном соотношении к ныне действующему тарифу. База составляет 1 тыс. 980 руб. Он может меняться в зависимости от города и дополнительно других показателей. Я бы говорил о процентном соотношении.

— А в процентах тогда сколько?

И.С.: Мы имеем расчеты двух аудиторских организаций, которые подтверждены Центральным банком. Они ставят вилку от 18% до 23,6%.

— Господин Янин, как вы считаете, насколько это повышение обосновано?

Д.Я.: Очевидно, что рост тарифа будет выше, чем планируют власти. Мне не очень понятно, каким образом можно строить государственное решение на основании данных, которые предоставляют компании. Это означает, что у государства нет независимой оценки этого рынка. К сожалению, рынок ОСАГО не является популярным. Размер сборов в два раза превышает то, что страховые компании возмещают клиентам. И я не очень понимаю, о каком повышении может идти речь, если компании отдают половину из того, что собирают у населения. Поэтому если государство пойдет на непопулярную меру и полис для потребителя станет на четверть дороже, — а, видимо, решение такое принято, — то это решение можно оценивать как влияние страхового лобби на политику Минфина.

— Господин Соломатин, согласны с такой позицией?

И.С.: Совершенно не согласен. Это тот тезис, которым спекулируют на протяжении последних двух лет, не понимая специфику вида. Напоминаем: он был задуман и работает как вид социальный, прежде всего, направленный на исправление тех ситуаций, которые были в 1990 году, если вы помните-- "Запорожец" и Mercedez. Сейчас не надо думать о том, что надо продавать квартиру, упаси бог, или что-то еще. Ты просто идешь в страховую компанию. Проблема только в одном: за десять лет изменились цены на все, начиная от топлива, заканчивая запчастями. И новый закон повышает эти лимиты. По видам такого страхования, как ответственность перевозчика, у нас жизнь стоит, я извиняюсь, 2 млн руб. А здесь до сих пор она оценивается в жалкие 160 тыс. Я считаю, это правильная мера государства, которая выравнивает обязательные страховые законы, и в большей степени они будут направлены не на страховщиков, а на потребителей. А то, что мы собираем 50% и отдаем, — это цифры, не основанные ни на статистике, ни на опыте, ни на чем.

— Если мы берем за некую основу мнение господина Соломатина о том, что действительно цены-то изменились, и рынок не может все время держать цены пятилетней давности?

Д.Я.: На самом деле, это хитрость, стоимость полиса росла.

И.С.: И как она росла?

Д.Я.: Ну, вы меняли коэффициенты.

И.С.: Какие? Вы можете назвать? Назовите, пожалуйста.

Д.Я.: Стоимость ОСАГО росла за эти годы. И мы тоже видим, как выплаты оптимизируются некоторыми страховыми компаниями за счет занижения оценки. И худшего вида страхования сейчас на рынке нет. Когда вы говорите о том, что вам не хватает на жизнь с ОСАГО, мы говорим: "А почему в этом случае, собирая более 100 млрд руб., вы только 50 млрд тратите на выплаты, а остальные 50 млрд растворяются в ваших офисах?". Поэтому давайте подождем, увидим, как это будет. Понятно, что 2014 год — это последний год, когда можно пойти на непопулярные меры. И мы видим, как вы сейчас пользуетесь этой исторической возможностью и пытаетесь поднять стоимость на не очень популярный и качественный продукт на рынке.

— Господин Соломатин, а что получит автовладелец дополнительно за эти деньги, в среднем — 20% повышенной стоимости полиса ОСАГО?

И.С.: Автовладелец получит полное возмещение того ремонта, который ограничен определенной суммой — 120 тыс.руб.

— А сколько будет?

И.С.: У нас будет по Москве 400.

— Жизнь, здоровье?

И.С.: Нет, это имущество.

— Это имущество, а жизнь, здоровье будут повышения?

И.С.: Да, будут повышения.

— 400 тыс.?

И.С.: Да. И при этом мы настаиваем, чтобы это было приравнено до 2 млн. То есть, чтобы лимит был увеличен.

— Хорошо, господин Янин, согласитесь, что все-таки повышается же лимит ответственности?

Д.Я.: Да, безусловно, повышается. И можно было бы взять эти пожелания страховых компаний как максимум и поменять закон таким образом, чтобы страховые компании начали ценовую конкуренцию. И чтобы было у них пространство для скидок. К сожалению, это не удается. И мы просто оцениваем данный вид сбора как налог за пользование автомобилем. И сейчас мы видим, что этот налог просто вырастет для потребителей.

Вся лента