Тенистые аллеи

Санкт-Петербург и его окрестности — родина первых "европейских" парков в России, которые создавались в духе садово-парковой моды той эпохи. Как развивался ландшафтный дизайн и что стало с ним в Северной столице?

Собственно, сама история ландшафтного проектирования стара как мир. Специалисты считают, что хорошо изучены сады Древнего Египта — преимущественно Новой династии, подразумевая, что есть примеры садово-парковых ансамблей и более древних. Египетские сады отличались строгой регулярной планировкой. Центр композиции — главное здание — соединяла с входом в сад прямая аллея. Она была осью, делившей сад на две половины. В каждом из таких участков помещался прямоугольный водоем. Такая организация, кстати, очень облегчала орошение растений.

Парки Древней Месопотамии славились и размерами, и пышностью: это и охотничьи заповедники, и сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (в том числе — знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, в VII веке до н. э.).

Древние греки еще в V веке до н. э. окружали храмы и центры общественной жизни симметрично расположенными деревьями, а чуть позже первыми стали располагать в садах архитектурные сооружения — статуи, колоннады и алтари. Грекам же принадлежит и идея создания спортивно-парковых комплексов: сады-герооны, окружавшие святилище героя и украшенные колоннадами и скульптурой, предназначались, в том числе, и для проведения спортивных состязаний.

В древнеримских садах начали использоваться передовые гидротехнические сооружения того времени — фонтаны и целые системы искусственных водоемов. Кроме того, хорошим тоном считалось украшение парка статуями, беседками, легкими изгородями с вьющимися растениями,

Средневековые сады арабских стран, Ирана и Средней Азии отличала продуманность планировки и геометричность построения. Как правило, территория делилась на участки сетью узких каналов, в оформлении участков использовались прямоугольные или квадратные газоны.

Особняком стоят испано-мавританские сады, получившие распространение на тогда еще арабском Иберийском полуострове (VIII-XII вв.). Это небольшие сады в маленьких двориках, окруженные высокими стенами, украшавшиеся выложенными изразцами водоемами и каналами, стрижеными живыми изгородями. Садово-парковое искусство мусульман оказало значительное влияние на планировку и оформление садов и средневековой Индии.

В Японии, Китае и Корее шли своим, особым путем, воплощая в ландшафтном дизайне идею вечной обновляемости природы, украшая пейзажные композиции прихотливыми ручейками и дорожками, связанными с природой малыми архитектурными формами.

Европейское средневековье, как впрочем, и российские садово-парковые комплексы того времени, отличал утилитарный подход: использование в ландшафтном дизайне плодовых деревьев и покосных лугов, целебных трав, рыбных прудов, огородов. Правда, уже в XVII веке в Москве появляются "верховые" (или же "красные") сады, расположенные на верхних этажах зданий и богато декорированные — сады Кремлевского дворца, например.

Но именно концепция регулярного сада и принципы его построения впервые были разработаны в эпоху Возрождения в XVI веке в Италии. Родоначальниками ландшафтного проектирования считаются архитекторы Джакомо да Виньола и Пирро Лигорио.

Итальянские, французские, английские

Итальянцы разработали приемы разбивки регулярного сада, делая акцент на рельефе местности, подчеркивая, "обрамляя" композиционные особенностей здания, рядом или вокруг которого был разбит сад. И он представлял собой череду сменявших друг друга эффектных видов — перспектив. Специально строились отдельные террасы на подпорных стенках с лестницами, они украшались скульптурами и каскадами. Такие приемы построения садов в эпоху Ренессанса стали популярны и при оформлении итальянских вилл в стиле барокко.

Франция XVII века добавила в ландшафтный дизайн строгое геометрическое проектирование — так называемую трехлучевую систему французских парков, ярким примером которых стал парк Версаля и чуть позже — "русский Версаль" — Петергоф. Французские парки разбивались преимущественно на равнине или пологом склоне — три луча аллей радиально расходились от основного здания, парки отличались открытыми перспективами и обилием водоемов с неподвижной водой ("водяные зеркала").

XVIII век принес принципиально другую систему построения ландшафта — английский, пейзажный парк: впервые в европейской традиции садово-паркового искусства стало учитываться то, как меняется и выглядит пейзаж в разные времена года. Английские архитекторы — тогда еще не было словосочетания "ландшафтные дизайнеры" — как бы перерабатывали мотивы естественной природы, использовали их в организации паркового пространства. И это было новшеством того времени. Прямые аллеи и дорожки соседствовали с "натуральными" извилистыми тропинками, геометрически правильные искусственные пруды — с прихотливыми ручейками. Зачастую для пущей выразительности английские парки украшались декоративными руинами или же псевдосельскими постройками.

В Россию моду на "европейские" сады привезли иностранные архитекторы, приглашенные Петром I для строительства новой столицы на берегах Невы. Естественно, нельзя говорить, что до этого традиций садоводства на Руси не существовало, — русским садам посвящаются специальные исследования с начала XIX века. Речь идет именно о европейской традиции, которая прижилась и развивалась в Петербурге и его окрестностях. Помпезные французские парки появились в окрестностях Петербурга уже в начале XVIII века. Их авторы — архитекторы Леблон, Микетти, Земцов. Великий Растрелли, в середине того же века преобразовывавший садово-парковые ансамбли Царского Села, отдавал предпочтение уже более смелым и динамичным пространственным решениям. А с конца XVIII века такие "садоводы" и архитекторы, как Буш, Болотов, Неелов, Камерон, Гонзаго, в своем творчестве руководствовались английской пейзажной традицией. Так появились парк Павловска, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе.

Императорские подарки

О крупных садово-парковых ансамблях Павловска, Петергофа, Гатчины, Царского Села написано немало. Но существуют и менее заметные парки Северной столицы. Например, парк Екатерингоф на Лифляндской, 12. Именно здесь, в устье Невы, в мае 1703 года русские войска под водительством Петра I и Александра Меншикова захватили шведские корабли "Гедан" и "Астрильд". И именно здесь Петр повелел создать усадьбу, предназначенную в подарок своей любовнице, ставшей впоследствии его женой Екатериной I.

Парк был разбит перед дворцом, по описаниям современников его украшали цветники, галереи, партеры и беседки. Здесь же проходили майские гуляния, посвященные победе русского оружия. Гуляния шли и при Александре I: в то время архитектор Монферран, автор Исаакиевского собора, несколько переделал Екатерингоф, построив в нем павильоны, кофейни, беседки, — и парк превратился в увеселительный, на манер Булонского леса. Интересно, что традиция народных гуляний продолжилась и много позже, в ту пору, когда парк назывался Садом имени 1 Мая и Парком имени 30-летия ВЛКСМ. Правда, публика была уже другая.

Еще один августейший подарок — дар Екатерины Великой великому же фавориту, князю Потемкину-Таврическому, — оранжерея Таврического дворца (ныне выставочный зал "Цветы") на Потемкинской улице. Старейшая оранжерея Петербурга, заложенная в 1784 году, должна была стать "Пальмовой оранжереей" — тропическим зимним садом. Планы сбылись далеко не сразу, только в 1889 году на этом месте появилась полноценная оранжерея для пальм, олеандров и лавров. Потом — война, революция, снова война... Сама оранжерея была перевезена в Ботанический сад еще в 30-х годах прошлого века, а здание на Потемкинской открылось после реконструкции только в 1977-м. Оранжерее очень повезло с кинокарьерой: в ее стенах снимались эпизоды более 25 фильмов. Среди них — "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Господин оформитель".

Очень интересен Шуваловский парк в Парголово — родовое поместье графов Шуваловых с 1746 года. Дизайн значительного — 135 гектаров (или же 5799 десятин по документам 1903 года) — участка создавался очень неторопливо. В XVIII веке стараниями крепостных появилась гора Парнас, с террасами и декоративными живыми изгородями. Современники утверждали, что с ее вершины можно было разглядеть Финский залив. (Парнас сохранился, его террасы почти сгладились и заросли диким шиповником, но с его вершины в ясные дни и сегодня открывается замечательный вид — на новостройки и купол Исаакия). Примерно в то же время сформировалась сложная система прудов, а в 1846 году в парке появилась изящная церковь Петра и Павла в неоготическом стиле по проекту архитектора Александра Брюллова, брата живописца Карла Брюллова, — на холме, над склепом графа Адольфа Полье, второго мужа вдовы графа Павла Андреевича Шувалова, Варвары Петровны.

Сегодня изящная церковь, правда, утратившая некоторые детали декора, является действующей. Уцелели и другие архитектурные шедевры — например, дворец Воронцовой-Дашковой (урожденной графини Шуваловой), построенный в десятые годы XX века, и еще несколько строений этого комплекса, после Великой Отечественной отошедшие в ведение Института токов высокой частоты.

Кризис жанра

В СССР ландшафтный дизайн развивался в соответствии с политикой интернационализма. Иными словами, общественный парк должен был выполнять не только задачи по озеленению города, но и служить площадкой для одновременного отдыха разных демографических групп. В Ленинграде ярким примером нового "функционального пространственного зонирования" — разбивку на более или менее изолированные локальные участки стал Приморский парк Победы. Кроме того, не забывали и о рекультивации территорий. К примеру, любимый многими горожанами Московский парк Победы (рядом с одноименной станцией метро) возведен на месте отработанного карьера кирпичного завода.

Увы, после блистательного — и имперского, и советского — прошлого ландшафтного дизайна многие специалисты говорят о современном "кризисе жанра" в Петербурге: и Южно-Приморский парк, и Парк городов-героев, и Парк 300-летия Петербурга зачастую называют "стереотипными", "элементами рационально-бездушной зеленой архитектуры". Возможно, эта позиция обоснованна: великие парки прошлого действительно имели свой особенный облик. Или душу?

Сергей Кутумов

Вся лента