Крым ценой Тамани и Лены

Правительство срежет финансирование крупных проектов

Правительство определилось с проектами, которыми готово пожертвовать для финансирования транспортной инфраструктуры в Крыму. Отказ от порта Тамань и моста через Лену высвободит 112 млрд руб., которые достанутся портам Азово-Черноморского бассейна. Идеей серьезно недовольны в Минтрансе и ОАО РЖД, но источники "Ъ" в Белом доме считают, что вопрос о закрытии проектов "практически решен".

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Вчера глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявил, что правительство намерено отказаться от создания порта Тамань и строительства моста через Лену и перенаправить 112 млрд руб. бюджетных средств на более приоритетные проекты, в том числе в Крыму. По его словам, которые цитирует "Прайм", реализация этих проектов все менее актуальна: необходимости в Тамани нет, потому что "в Крыму пять глубоководных портов", а трафик по мосту через Лену "неочевиден". Господин Улюкаев отметил, что у государства есть резерв в 243 млрд руб., еще 112 млрд руб. рассматриваются как дополнительный источник для Крыма.

Хотя Владимир Путин неоднократно заявлял, что расходы по программам развития Крыма не потребуют пересмотра бюджета и проекты будут идти за счет резерва правительства, Белый дом ищет средства с апреля. Сначала правительство хотело срезать госфинансирование Мурманского транспортного узла (МТУ) на 75%, что дало бы 31,5 млрд руб. (см. "Ъ" от 18 апреля). Но эту попытку отбил президент "Роснефти" Игорь Сечин (компания намерена получить контроль в управляющей компании МТУ). В итоге Владимир Путин 24 апреля заявил, что государство не сократит финансирование МТУ. Поэтому внимание переключилось на другие проекты: как стало известно "Ъ", еще 18 апреля в "Открытом правительстве" обсуждалась необходимость изыскать средства в ФЦП "Развитие транспортной системы" и перенаправить их на Крым. Там поднимался и вопрос о судьбе Тамани. Кроме того, срезать в пользу крымских проектов финансирование Тамани и моста через Лену Владимиру Путину предлагал его помощник Андрей Белоусов, сообщил "Ъ" источник, знакомый с текстом письма чиновника.

По словам источников "Ъ", судьба Тамани давно была под вопросом, но поддержка со стороны Владимира Путина в сентябре 2013 года "заставила пересмотреть отношение к проекту и поверить в его реализацию". Ситуация изменилась в марте после присоединения Крыма к России, когда и начались разговоры о возможном закрытии проекта, добавляет собеседник "Ъ", знакомый с позицией правительства.

Он подтверждает, что эта идея стала превалировать после того, как президент поставил точку в вопросе с МТУ. Источники "Ъ" среди компаний, интересовавшихся Таманью, отмечают, что "возможное закрытие проекта с ними не обсуждалось, но это было ожидаемо". Президент ГК "Дело" Тимофей Телятник заявил "Ъ", что "при неопределенности с грузовой базой в порту и отсутствии софинансирования со стороны частных инвесторов решение об отказе от проекта является разумным".

Сухогрузный порт Тамань должен был заработать к 2018 году, грузооборот к 2020 году мог достичь 90 млн тонн в год. Стоимость проекта — 228 млрд руб., из которых 76 млрд руб.— деньги государства. Интерес к нему проявляли UCL Holding, Global Ports, СУЭК, "Металлоинвест", группа "Дело" и другие компании.

Проект перехода через Лену в Якутске предполагает строительство автомобильного моста длиной 3,1 км, подходов к нему длиной 18 км и инженерно-технических сооружений. Реализовать проект должен был консорциум "Транспортные концессии (Саха)" в составе ВТБ, "Бамстроймеханизации", УСК "Мост" и института "Стройпроект", который в марте выиграл конкурс "Росавтодора" за 38,9 млрд руб.

Вчера в Росавтодоре заявили, что реализация проекта идет в соответствии с графиком. Связаться с УСК "Мост" не удалось, а в "ВТБ-Капитал" ситуацию не комментируют. Источник "Ъ" в ВТБ пояснил, что консорциум пока не получил деньги на проект, поэтому правительство еще может все переиграть.

Идею отказа от Тамани и моста через Лену поддерживают не все. Источник "Ъ" в Росморпорте (его дочерняя "РМП Тамань" отвечает за проект порта) заявил, что говорить о закрытии проектов преждевременно, на следующей неделе совещания по этому поводу проведут вице-премьер Аркадий Дворкович, а затем Дмитрий Медведев. Помощник вице-премьера не комментирует его график. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что в графике господина Медведева не стоит такого совещания, но добавила, что правительство действительно пересматривает ряд проектов для перераспределения средств в пользу Крыма. В Минтрансе не ответили на запрос "Ъ", но собеседник "Ъ" в министерстве отметил, что оно будет выступать за сохранение госфинансирования проектов. Источник "Ъ" в ОАО РЖД (должно построить подходы к Тамани) пояснил, что в целом в компании отрицательно восприняли новость и назвали ее "бредовой". Источник "Ъ" в Минэкономики допустил, что проекты "могут просто сдвинуть вправо", но собеседник "Ъ" в правительстве уверяет, что вопрос об их закрытии "практически решен".

При текущей экономической конъюнктуре и проблемами с доступом к финансовым ресурсам перспективы строительства порта Тамань были и так неочевидны, говорит глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. При этом, отмечает он, Керченский мост позволит использовать инфраструктуру портов Крыма, где можно нарастить перевалочные мощности с меньшими затратами. Но мост через Лену, по мнению эксперта, необходим, и его строительство могут просто отложить.

Как Владимир Путин присоединил Крым к России

21 марта президент России Владимир Путин подписал закон о вхождении в состав РФ двух новых субъектов — Республики Крым и города Севастополя, а также договор о присоединении полуострова к России. Кроме того, глава государства свои указом образовал Крымский федеральный округ, назначив своим полномочным представителем Олега Белавенцева. Читайте подробнее

Юлия Галлямова

Вся лента