"За референдум мы заплатили кровью"

Светлана Сухова беседует с главой координационного совета движения «Юго-Восток» Олегом Царевым

Председатель координационного совета движения "Юго-Восток", экс-кандидат в президенты Украины Олег Царев ответил на вопросы "Огонька"

Украинские военные на въезде в Славянск — ответ Киева на референдум Юго-Востока

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

— Олег Анатольевич, как вы оцениваете перспективу развития ситуации? Почему предложение Путина перенести референдум 11 мая не встретило понимания?

— Мы с большим уважением относимся к Владимиру Владимировичу, с благодарностью воспринимаем ту поддержку, которую нам оказывает и российское правительство, и народ. Но нас серьезно беспокоит, если не сказать сильнее, антитеррористическая операция на юго-востоке Украины, которая, на самом деле, самая настоящая террористическая операция. Люди, граждане Украины, должны перестать гибнуть в карательной операции Киева. Тем более что эта авантюра с треском провалилась: нас заверяли, что к 3 мая "зачистка" Донбасса будет завершена. Мы же отмечаем весомые успехи сил сопротивления в Славянске, Краматорске, Донбассе и Луганске. Среди граждан юго-востока растет ненависть к режиму и его наемникам — так называемой "Национальной гвардии" и бандитам всех мастей. Поэтому Донецкий и Луганский совет приняли решение не переносить дату референдумов. Мы считаем, что за право провести референдум народ заплатил кровью. И чем быстрее мы выскажемся на нашем плебисците в наших двух областях, тем быстрее запустим процесс...

— Какой?

— Мы призывали Киев к переговорам, надеясь сохранить страну. Больше не будем призывать. Пусть теперь киевский режим призывает нас к переговорам, а мы подумаем, надо нам это или нет. Мы определились с нашей общей целью — это независимость и суверенитет. Сначала, 11 мая, Донецкой и Луганской областей. А потом, и мы в это верим, всех областей юго-востока. То есть всей Новороссии.

Мы надеемся на здравомыслие жителей центральной и западной Украины. Они должны пойти нашим путем и самоопределиться на региональном уровне.

— На что вы надеетесь?

— Федерализация приведет к формированию региональных элит, увеличению полномочий территориальных общин в отношениях с центром. Децентрализация и предоставление больших полномочий регионам дает возможность выбора путей и механизмов развития, перераспределения финансовых потоков.

— Откуда уверенность, что вы не окажетесь в одиночестве?

— Недаром было создано движение "Юго-Восток"! У нас есть коалиция сил — Запорожская, Харьковская, Днепропетровская, Луганская, Донецкая, Херсонская, Одесская.

— На визит представителя ООН надежды нет?

— Население юго-востока Украины не питает никаких иллюзий и надежд в связи с визитом в Киев генсека ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтмана. Это церемониальное действие, призванное показать, что ООН озабочена событиями на Украине. Но если бы чиновников ООН действительно волновали жертвы среди мирного населения и проводимые Киевом карательные операции, то представители ООН уже должны были бы приехать в Одессу, в Славянск, Краматорск, Мариуполь, а не в Киев. ООН уже давно стала филиалом НАТО. Поэтому нам нечего ждать от этого визита кроме формальных заверений.

Ополченцы у здания горсовета Константиновки Донецкой области удерживают избирательный фронт

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

— Насколько Москва в состоянии повлиять на то, что происходит на юго-востоке?

— Несмотря на испытываемую нами благодарность по отношению к российским властям, решение о проведении референдума принимают жители Луганской и Донецкой областей. Вообще Россия "вмешивается" в дела Украины не больше, чем Европа и США. При этом у России больше исторических, экономических и политических оснований для того, чтобы ставить условия и добиваться каких-то действий от руководства Украины. Нынешние визиты в Украину американских политиков и чиновников не вызывают беспокойства, но вот перспектива потери Украиной своей политической и экономической самостоятельности — вызывает. Когда в течение двух недель в Киев прилетают директор ЦРУ, вице-президент США, глава комитета по вооруженным силам Сената США, невольно складывается впечатление, что Украина подчиняется американской администрации. Но в том, что касается референдума, это внутреннее дело наших областей. Мы уже напечатали бюллетени, сформировали комиссии. Уверен, что референдум состоится, и что-то мне подсказывает, что люди проголосуют "за". У нас, согласно нашим соцопросам, больше 25 процентов просятся в Россию, 28 — за федерацию с минимальной зависимостью под Киева, таким образом, большинство против того, чтобы оставаться по властью Киева. И этот соцопрос мы проводили до одесских событий. Мы рассчитываем, что нас поддержат на референдуме 60-70 процентами голосов.

— И это подвигло вас принять решение вопреки совету Путина?

— Не только это. Главное — одесские события. И еще то, что за время военной операции на юго-востоке страны погибли около 400 человек. В этом огне сгорела старая Украина — та, какую мы знали более 20 лет. Теперь все по-другому. И наше отношение к общеукраинским процессам — иное. Если в ближайшее время не будут приняты меры для того, чтобы остановить разрастание вооруженного противостояния на юго-востоке, то существование Украины как независимого демократического единого государства может оказаться под вопросом. Запад не будет кормить население Украины. Нужно остановить войну, разоружить незаконные формирования, возобновить диалог и экономические отношения с Россией.

— У юго-востока хватит собственных сил противостоять Киеву?

— Люди настроены очень решительно.

— Поменялось ли в связи с последними событиями ваше отношение к президентским выборам 25 мая?

— Мы не против президентских выборов вообще. Просто мы считаем, что прежде чем на них идти, надо решить противоречия, которые существуют в стране: федерализация, два государственных языка, включая русский, разоружение боевиков, запрет нацистской идеологии. Когда на улицах не будет вооруженных людей, когда будет понятно, по каким законам и Конституции будет действовать президент, можно избирать. Выборы должны объединять страну, а не разъединять. Эти выборы разъединяют. В нынешних условиях кандидаты из числа оппозиционеров выступают как камикадзе. И это не преувеличение. Угрозы, сфабрикованные уголовные дела, нападения, избиения — это реальные "методы" нынешней политической борьбы. Недавнее убийство депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака — один из эпизодов того беспредела, который творится на Украине. Перспектив у оппозиционных кандидатов на предстоящих 25 мая выборах нет.

Беседовала Светлана Сухова

Вся лента