Аморальный классик

Джеймс Энсор в Базеле

Выставка живопись

Макабрический мир Джеймса Энсора зародился в магазинчике его матери, торговавшей диковинными сувенирами

Фото: 2014, Lukas-Art in Flanders vzw, Foto Hugo Maertens und d/arch / ProLitteris, Zürich

В Базеле проходит выставка бельгийского художника Джеймса Энсора, известного макабрическими сюжетами. Тому, как издевавшийся над обществом автор не превратился в жутковатую пародию на самого себя, удивлялся специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.

В биографии Энсора (1860-1949) все как-то наперекосяк. Памятник ему поставили еще при жизни, но в саду при казино. Титул барона дали, но долгие годы мало кто его знал за пределами Бельгии. Национальный герой, за рубежом он был ценим лишь коллегами. Конечно, признание Клее, Кирхнера и Кандинского дорогого стоит, да и сюрреалисты кого ни попадя в предшественники не запишут, но все же первые громкие выставки в Нью-Йорке и Париже прошли в XXI веке. Немногих бы устроила столь поздняя слава.

Энсор почти не покидал родного Остенде, городка на побережье, куда летом съезжался "весь Брюссель" и не только. Вне сезона жизнь замирала, курортный город в это время похож на кладбище, но Энсор доказал: жить в провинции и быть провинциалом — две разные истории. Он много читал, увлечение фантастической литературой в молодости, равно как и мистикой, оккультизмом и спиритизмом, чувствуется в его картинах. Литературность не лучший помощник живописцу, она провоцирует зависимость от идеологии, соцреалисты тому пример. Энсор избежал опасности быть интересным только тем, кто знал те же, что и он, книги. Он разрабатывал принципы световой живописи, но современников восхитил, скорее, сюжетами.

Отец Энсора был инженером-англичанином, сестра вышла замуж за китайца — атмосфера в доме в чем-то соответствовала атмосфере порта, куда прибывают корабли со всего света. Долгие годы художник жил в комнатах над магазинчиком матери, торговавшей разного рода безделушками, странностями и заморскими сувенирами — одним словом, curiosite. Карнавальные маски, раковины, китайские мелочи составили позднее мир его картин. Добавьте сюда черепа и скелеты, и станет понятен макабрический, но с оттенком ухмылки мир этих полотен.

Большую часть из 50 картин и полусотни же выставленных в Базеле листов графики предоставил закрытый на реконструкцию Королевский музей изящных искусств в Антверпене, хранящий крупнейшее собрание работ Энсора в мире. Событием стало и участие в выставке швейцарских коллекционеров. Одни работы не выставляли более 70 лет, другие и вовсе показывают впервые.

Для многих стал открытием ранний Энсор: кто бы мог поверить, что из добропорядочного буржуазного натуралиста вырастет отъявленный хулиган, едкий, саркастичный, попирающий основы морали? Его "Явление Христа в Брюсселе" породило чудовищный скандал, в 1915-м художника арестовали за оскорбление германского кайзера. К тому времени он был знаменит и среди русских интеллектуалов. Одну из лучших статей о нем, написанную Эмилем Верхарном в 1904-м, два года спустя перевел Брюсов, она повлияла и на Серова, и на Вячеслава Иванова.

Позднее творчество прежде впечатляло лишь знатоков. Газеты и публика посмеивалась над Энсором: классик исписался, он не способен на новое. Куратор Нина Циммер доказывает: последние годы творчески были успешны, как и прежние, гротеск не истончился.

То, что художник пережил свою славу, характеризует скорее время, чем автора. Из его полотен, как из гоголевской шинели, вышло не одно поколение. Выставка Энсора в базельском музее перетекает в экспозицию фламандских экспрессионистов из фонда Эмануэля Хоффмана. Фриц ван ден Берге и Эдгар Титгат не знамениты, их впечатляющее искусство — очередной пример того, как замысловато движется история в поисках героев. Так и хочется припугнуть ее за нерадивость парой черепов и масок. Неловко представить, что та изобразит в ответ.

Вся лента