Догнать и перегнать WhatsApp

Мультимедийные интернет-мессенджеры, наподобие WhatsApp, Skype и Telegram, постепенно вытесняют SMS. Потерю доходов операторы хотят возместить, предложив свое аналогичное решение. Но за что потребитель согласится платить?

Интернет-общение замещает другие формы коммуникаций. По оценке Ovum, к 2016 году упущенная прибыль сотовых операторов от перехода абонентов с SMS на интернет-мессенджеры (Facebook, iMessage, Whatsapp, Viber, и т.п.) составит $54 млрд. Практика прошлого десятилетия показала, что бороться с интернет-компаниями запретительными методами бессмысленно. Поэтому операторское сообщество резонно решило, что лучше будет сделать свою стандартизированную систему обмена сообщениями, которая потенциально сможет объединить несколько миллиардов пользователей, плавно перешедших на нее с SMS. Главное «но» состоит в том, что этот сервис желательно сделать платным, и, в идеале, чуть подороже доллара в год, как у Whatsapp.

Разработка «операторского» Whatsapp началась еще до того, как Whatsapp стал массовым — в 2008 году. Правда, название у системы нельзя назвать выверенным с маркетинговой точки зрения — она прячется за аббревиатурой RCS (Rich Communication Suite, комплекс для насыщенного общения в вольном переводе). Но это не страшно, поскольку RCS — это, скорее, набор стандартов и рекомендаций по организации сервиса, чем торговая марка. Абоненты RCS могут обмениваться всеми видами контента: тексты, фото и видео, голосовые заметки, видеозвонки, файлы, контакты и т.п.

Вообще-то, в операторском мире почти все это придумано давно и называется MMS. Никто не пользуется MMS по двум причинам: крайне трудоемкая и неочевидная настройка, а также дороговизна отправки с «поштучной» тарификацией. Именно с простотой и дешевизной (вплоть до бесплатности) связывают триумф последнего поколения мессенджеров, и именно этим аспектам должно быть уделено первоочередное внимание при разработке RCS-решений. Это принципиально важно из-за широкой функциональности RCS. Например, профиль абонента привязан к его телефонному номеру, но туда же можно подключить и аккаунты в социальных сетях, а, выбирая собеседника, также выбрать наиболее удобный способ общения с ним: от видеозвонка до сообщения в Facebook. Подобные вещи должны осуществляться буквально в два касания.

Несмотря на активное использование будущего времени в предыдущем абзаце, на самом деле запуск RCS — свершившийся факт. Свои решения уже обкатывают Telefonica и Vodafone, а недавно о создании своего решения RCS объявила МТС. До конца года планируется запуск RCS в двух столицах, а затем оно будет предложено по всей стране. Что же может предложить оператор своим клиентам по сравнению с Whatsapp? Прежде всего — более широкую функциональность вкупе с гарантиями своевременной доставки. Этот последний момент часто играет злую шутку с пользователями интернет-мессенджеров, и платить небольшую абонплату за надежный сервис согласятся многие.

На втором месте нельзя не отметить большую аудиторию. Ради общения с разными группами друзей и коллег сегодня зачастую приходится устанавливать одновременно пяток разных мессенджеров и вылавливать в них нужного человека. Поскольку RCS станет стандартизированным решением, у него есть шансы стать столь же распространенным, как SMS. По информации источников в Ассоциации GSM, имеется договоренность с Google и Microsoft о «зашивании» поддержки RCS в Android и Windows Phone. Дополнительно операторы могут предустанавливать приложение на смартфоны, продаваемые в собственной рознице.

По оценкам игроков рынка, уже в этом году может выйти до 30 смартфонов с предустановленным RCS, а в будущем году их число может дойти до двух сотен. Еще более важен тот момент, что аудитория интернет-мессенджеров все еще гораздо меньше аудитории сотовых сетей — даже проникновение смартфонов все еще не перевалило за 50% на многих рынках. По оценкам той же МТС, из 75 миллионов абонентов лишь «несколько миллионов» пользуется сегодня подобными приложениями, поэтому потенциал для органического роста у операторского сервиса очень большой. Залогом успеха здесь станет полная совместимость услуги в сетях всех операторов, чтобы абоненты «Билайна» без проблем общались с клиентам МТС, например, и наоборот. Кстати, между этими двумя операторами действительно достигнуто соглашение о совместимости RCS-сервисов.

Как же брать деньги за RCS? Поштучная оплата уже давно не работает, поэтому, вероятнее всего, речь пойдет о фиксированной абонплате (источники в компаниях говорят о сумме в 10-20 рублей в месяц), за которую абонент получает выход на широчайшую аудиторию собеседников и множество сервисов доставки данных с гарантированным качеством. Дополнительным источником дохода может быть корпоративная версия RCS-приложения с нужными функциями централизованного управления и защиты данных. Конечно, переход абонентов с SMS на RCS снизит доходы оператора в краткосрочной перспективе, но, например, МТС планирует компенсировать эти потери в течение двух лет благодаря повышению числа подписчиков.

Антон Белов

Вся лента