"Какие бы ограничения не предпринимались, будет расти только цена вопроса"

Наказание за получение взятки могут ужесточить. Генпрокурор Юрий Чайка предложил лишить коррупционеров возможности заплатить штраф и таким образом откупиться от тюремного заключения. В ближайшее время в Госдуму внесут законопроект, который предусматривает в качестве наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе коррупционного характера, только лишение свободы Руководитель федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Руслан Мильченко обсудил ситуацию с ведущей Анной Казаковой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Не так давно законодательство в этой сфере было либерализовано, почему ставят вопрос об отказе от штрафов?

— Потому что до сих пор, как бы ни боролись с коррупцией, ее уровень не становится меньше. Пытаемся, исходя из политических возможностей, что-то сделать, как всегда. Но эти предложения вряд ли какой-нибудь эффект принесут, потому что все-таки мы знаем из судебной практики, что помимо штрафов за тяжкие и особо тяжкие, коррумпированный судья может назначить условное наказание. И в законе нет никаких изменений, каким образом применять это условное наказание.

Были случаи, когда и убийц выпускали, и наркоторговцев. Косвенно получается, Юрий Яковлевич говорит о том, что в коррупции виноваты судьи и только благодаря каким-то изменениям можно коррупцию победить и жестче наказать коррупционера. Но все же происходит на стадии и оперативной проверки, и предварительного расследования. Коррумпирование сотрудников происходит с самого начала обращения внимания на ту или иную тематику, тот или иной вопрос.

Пройдут заседания, где судьи вынесут строгие приговоры, людей накажут, посадят в тюрьму, но по большей части эти все ограничения наоборот повышают возможности коррумпированного чиновника повысить цену взятки, не более.

— А что же надо делать тогда, как проблему решить?

— Проблема же решается в комплексе. Она должна в любом случае решаться через общественное внимание, нельзя об этом забывать. Единственный этот двигатель общественного контроля, который существует с помощью СМИ и общественности. Но об этом стараются не говорить, стараются и закон народного контроля не приводить в действие, потому что какие бы ограничения не предпринимались, будет расти только цена вопроса, и все.

Это не комплексная игра получается, это лишь опять озвучивание каких-то мер. И в итоге из стаи коррупционеров двух по этим ограничениям привлекут, снимут с них деньги, более мягкий приговор вынесут. Или на стадии предварительного расследования просто-напросто уберут определенные доказательства для того, чтобы судье было комфортнее на суде выносить необходимое решение.

Сейчас очень сложная ситуация, коррупция находится на таком уровне, что даже и ведомства, и Юрий Яковлевич находятся в не очень авторитетном положении. Была проверка главного следственного управления ГУВД города Москвы, по заявлениям Хинштейна МВД проводило проверки и массу нарушений такого характера выявило. Требования прокурора города Москвы не исполняются. Вопрос коррумпированный, надзорный фонд уже выполнять их не может, когда есть заинтересованность следователя.

Вся лента