Эффект шампанского

Татьяна Маркина о главных лотах аукционов современного искусства в Нью-Йорке

Современное искусство — самый бурный кусок арт-рынка, притягивающий больше всего внимания и денег. Он собирает столько же проклятий, сколько восторгов, и поднимается столь же быстро, как падает. Правда, раздел "Послевоенное и современное искусство" серьезно (более чем вдвое по обороту) падал только один раз, в 2009-м, когда его догнал экономический кризис предыдущего года. Ну а до начала 2000-х годов и говорить было не о чем — годовые объемы продаж едва дотягивали до смешной цифры в полмиллиарда. Сейчас столько делает один удачный аукцион. В прошлом, 2013 году раздел "Послевоенное и современное искусство" по совокупному обороту достиг исторического максимума (учитываются только продажи на аукционах): $4,9 млрд (все цифры здесь и ниже — Arts Economics).

"Надутость" цен на современное искусство давно беспокоит и покупателей, и продавцов. Тем не менее те и другие держатся бодро.

Роль продавцов-галеристов в поддержании цен, конечно, огромна: пока есть хоть какие-то резервы, крупнейшие арт-дилеры мира предпочтут сами покупать друг у друга работы Дэмиена Херста, Энди Уорхола, Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера, лишь бы не дать ценам упасть. С другой стороны, не так ли делали первые маршаны импрессионистов и постимпрессионистов? "Картины покупают не потому, что они нравятся; напротив, картины нравятся, потому что их покупают" — это сказал писатель Жорж Фейдо сто лет назад.

Богатые покупатели — еще одна большая надежда современного искусства. А их число все растет. В 2013 году "долларовых миллионеров" в мире было 37,7 млн, на 11% больше, чем в прошлом. Для справки — в России их количество составляет 0,3% от мирового, и это 0,1% от всего населения страны. В США — соответствующие цифры 42% и 3,4%. Ясно теперь, почему крупнейшие торги современным искусством проходят в Нью-Йорке, а не в Москве.

Всего этим прекрасным людям (в мире) принадлежит $98,7 трлн. Но не стоит обманываться: на "инвестиции страсти" (вложения в спорт, вино, драгоценности и часы) они тратят не более 10% своих активов. И из этих 10% — только 17% приходится на искусство. Впрочем, если найти все эти проценты от процентов — их еще вполне хватит на то, чтобы полностью скупить коллекции аукционов послевоенного и современного искусства, которые проведут в Нью-Йорке в начале мая Christie's, Sotheby's и Phillips.

Нью-Йорк, 13, 14, 15 мая


Энди Уорхол. "Шесть автопортретов", 1986 год
Sotheby's, $25-35 млн


Синий, зеленый, оранжевый, сиреневый, бледно-голубой, розовый — именно в таком порядке, как на выставке в лондонской галерее Anthony d'Offay, должны висеть эти шелкографии. Тогда, кстати, их купили еще до открытия выставки, за $57,5 тыс. Шоу автопортретов тогда более чем удалось: работы раскупили, а художник, его друзья и покупатели-поклонники весело отпраздновали вернисаж в Cafe Royal, где в меню значились "Лосось под соусом "Катастрофа"", "малина "Мэрилин"" и "крем-брюле "Электрический стул"". Сейчас шесть автопортретов продаются за $25-35 млн, меню прилагается.


Ричард Дибенкорн. "Оушен Парк N 20", 1969 год
Sotheby's, эстимейт $9-12 млн


Абстрактные полотна этого американского художника не так давно перешли в раздел многомиллионных и, несомненно, украшают аукционные каталоги. Абстракции Дибенкорна, особенно такие — из самой знаменитой его серии, всегда тонко продуманы и с точки зрения композиции, и колорита. "Океанаским парком" называется курортный район в Санта-Монике, район невысоких бунгало, пустых улиц, протяженных полос песчаного пляжа и океанской глади вдали. Художник оказался здесь на пике своей карьеры — когда его пригласили преподавать в Университете Калифорнии, в Лос-Анджелесе, в компании поп-артиста Эда Рушея и концептуалиста Джона Балдессари.


Виллем де Кунинг. "Без названия", 1975-1977 год
Sotheby's, эстимейт $18-25 млн


Экспрессионизм де Кунинга 70-х годов хочется назвать поздним — однако многие критики именно этот период считают кульминацией творчества художника. Для его работ 1950-х годов, написанных широкой кистью, сочно разбрызгивающей вокруг краску, придумано название "фигуративные абстракции". Во многих действительно прочитываются контуры женского тела или следы пейзажей. Период 1970-х отмечен "разрушением границ между фигуративом и абстракцией", краска на полотнах размазывается тонким слоем с помощью мастихина и создает иногда подобие кристаллических структур.


Фрэнсис Бэкон. "Три штудии к портрету Джона Эдвардса", 1984 год
Christie's, эстимейт около $80 млн


"Бэкон", "триптих" — эти ключевые слова сразу же указывают на цену в десятки миллионов. Рекордом на данный момент являются "Три штудии к портрету Люсьена Фрейда", проданные за $142 млн в прошлом году. На сей раз триптих состоит из портретов Джона Эдвардса, последнего спутника художника. Они познакомились в баре в лондонском Ист-Энде, где Джон работал менеджером, в 1974 году. Их отношения носили более или менее спокойный характер, скорее взаимной заботы, а не разрушающей страсти, как было с прежними любовниками художника: Джорджем Дайром или — еще раньше — Питером Лейси. Поэтому и живопись здесь более спокойная и гармоничная — насколько, насколько это вообще возможно для одного из самых экспрессивных художников второй половины ХХ века.


Жан-Мишель Баскья. "Без названия", 1981 год
Christie's, эстимейт $20-30 млн


Зубастый воин со стрелами и мечом, увенчанный короной и украшенный золотой краской,— это сам художник, празднующий переход от статуса "короля нью-йоркских улиц" к статусу покорителя мировой арт-сцены. В 1980 году к чернокожему уличному художнику пришла слава; о нем написали крупные художественные журналы; вскоре он начал выставляться вместе с признанными неоэкспрессионистами и познакомился с самим Уорхолом. Все это не принесло Баскья счастья, и в 1988-м он умер от передозировки наркотиков; зато масса его картин, нередко написанных как попало и на чем попало, теперь составляют счастье его галеристов.


Джексон Поллок. "Номер 5 (Элегантная леди)", 1951 год
Christie's, эстимейт $15-20 млн


Кроме обычного для Поллока номера, картина имеет романтичное название — его выдумала знаменитая нью-йоркская галеристка Марта Джексон, впервые показавшая полотно на выставке. Потом картина переместилась за океан, в галерею одного из самых влиятельных дилеров послевоенной Германии Альфреда Шмелы, где ее купили для коллекции корпорации Veba. Корпорацию вместе с картиной поглотила E.ON — крупнейшая немецкая энергетическая компания, которая последние годы то держала полотно у себя в штаб-квартире в Дюссельдорфе, то показывала на выставках. Картина относится к изысканно-графической серии "черных эмалевых", в которых художник использует свой знаменитый метод "разбрызгивания" краски, но не отказывается и от линий.


Герхард Рихтер. "Девушка в кресле", 1965 год
Phillips, эстимейт $6-8 млн


Работы здравствующего немецкого классика современного искусства Герхарда Рихтера идеально соответствуют требованиям арт-рынка. Его выставки регулярно проходят в крупнейших музеях мира. Художник работает в разных стилях: делает многослойные абстракции (рекорд $34 млн), или гиперреалистические натюрморты (рекорд $16 млн), или в русле поп-арта переписывает, размывая и искажая изображения, фотографии из газет и журналов (рекорд $37 млн). Герхард Рихтер очень плодовит, обеспечивая постоянное появление новых работ, однако он далеко не молод (ему 82), и циничный дилер или инвестор поторапливаются запастись его произведениями. И кроме всего этого — он действительно выдающийся художник.


Рой Лихтенштейн. "Голова-мазок", 1994 год
Phillips, эстимейт $2,5-3,5 млн


Эта работа Роя Лихтенштейна принципиальна для поп-арта: не зря художник снова вернулся к серии "скульптур с мазками", начатой в 1960-х, спустя 30 лет. Основа бронзовой скульптуры расписана гипертрофированными точками типографского растра, позаимствованного из дешевой печатной рекламы. Мазки краски — это, конечно, мазки экспрессионистов, которым противопоставлял себя поп-арт,— в буквальном смысле забронзовели; они отлиты из металла и раскрашены, формируя личико красотки. Эта скульптура существует всего в девяти экземплярах.


Вся лента