Поводы для оптимизма

Слушатели «Академии журналистики Ъ» посетили телеканал «Дождь»

Почему «оптимистичный» телеканал приобрел ярлык «оппозиционного», и есть ли у сотрудников «Дождя» сегодня поводы для оптимизма, рассказали его генеральный директор Наталья Синдеева и бренд-менеджер Дарья Симоненко.

«Оптимистичный телеканал» (optimistic channel) «Дождь» стартовал в 2010 году и должен был вернуть разочарованного в отечественном ТВ российского зрителя к экрану с помощью прямого эфира, альтернативной повестки дня, разнообразия мнений, тем и героев, а также совершенно новых, незамыленных эфирных лиц. «Дождь» ориентировался на активных, неравнодушных, деловых и думающих людей. Однако, внимание широкой общественности к себе телеканал привлек, в первую очередь, не этим: массово его смотреть стали во время активных протестных движений, которые поначалу показывал только «Дождь», и это на какое-то время стало его «уникальным торговым предложением».

Открытость

Телеканал «Дождь» занимает всего один этаж здания бывшей фабрики «Красный октябрь» — «шоколадный цех». В студии до сих пор осталась и часть цеховых конструкций, и шкафчики рабочих, и даже чаны, в которых мешали шоколад. «Когда мы только сюда заехали, здесь еще пахло шоколадом», — улыбаясь, вспоминает Дарья Симоненко. Сейчас этого уже не почувствовать, но кажется, что шоколадный дух еще долго заряжал сотрудников телеканала эндорфинами и обеспечивал тот самый оптимистичный настрой. Непросто сказать, насколько он помогает теперь, когда над всей редакцией нависла угроза переселения, можно даже сказать, изгнания. «В 20-х числах июня наша аренда прекращается. «Красный Октябрь» пока не продлевает с нами контракт. Если так и не продлит, то будем переезжать, но об этом даже не хочется и думать», — признается бренд-менеджер Дарья, миниатюрная и хрупкая девушка, которая, как и любой сотрудник «Дождя», многозадачна: занимается и пиаром, и маркетингом. «У нас, конечно, уже есть некий сценарий переезда — не самый дорогой и не самый сложный. Но мне этого не хочется», — поясняет позже Наталья Синдеева.

Эксперимент

И это понятно. Трудно поверить, что все те светлые и просторные студии, которые мы видим на экране, находятся вовсе не в гигантских павильонах, а компактно расположены на одном небольшом этаже. Мобильные декорации, эргономичное использование пространства, инновационные технологические решения превратили «шоколадный цех» в студию-трансформер. Здесь буквально можно, сидя в одном из кресел на «Hard day’s night», вытянуть ногу и попасть в кадр программы «Говорите с Юлией Таратутой». «Наташа придумала себе этот телеканал таким: опенспейс, открытые окна. Она хотела много света и воздуха. Подрядчики отказывались строить, говорили, что так не принято на тв, так не делают, но Наташа тогда ничего не понимала в телевидении, она была абсолютным новичком, поэтому сказала: я хочу, найдите решение, как это сделать. И решение нашлось», — объясняет Дарья.

Оптимизм

Первый вопрос, который хочется задать на «Дожде»: «Ну как у вас настроение?». «Настроение оптимистичное, несмотря ни на что», — сразу уверенно отвечает Дарья. — «Мы же optimistic channel. Наш слоган определяет наше сознание. Или сознание слоган. В общем, все взаимосвязано. Мы составили бизнес-план на ближайшие полгода, в нем уже учли собранные деньги от марафона, сокращенные расходы и потенциальные доходы от рекламы. Если у нас получится ему следовать и не случится никаких форс-мажоров, «Дождь» будет жить». Марафон, кстати, дает телеканалу веру в себя и свое будущее. Всего за неделю удалось собрать со зрителей 40 миллионов рублей, что продлило эфир «Дождя» на 2 месяца. «Это может и не так много, с одной стороны, но с другой – это самый успешный опыт краудфандинга в медиа, никто не собирал столько денег за такой короткий срок. Это очень подбадривает нас, мы видим, что нужны зрителям, раз они голосуют за нас рублем», — говорит Дарья.

Доверие

Наталья Синдеева тоже очень верит в будущее «Дождя», хоть и видно, что сохранять эту веру ей сейчас нелегко. А потому от вопроса о том, как быть сильной женщиной, она отмахивается: «Не спрашивайте, я то сильная, то слабая». А вот про доверие зрителей говорит иначе — с уверенностью и напором: «Мы всегда были искренни и открыты, и никогда не изменяли себе. Поэтому наша аудитория в нас верит, она очень лояльна и готова поддерживать нас финансово. Сейчас мы проводим опрос на сайте, чтобы понять, что на телеканале нравится – не нравится, что смотрят больше, что меньше, понять, в какую сторону двигаться дальше. Нам очень важен фидбек и мы всегда прислушиваемся к мнению тех, кто нас смотрит».

Ответственность

Наталья признается, что сейчас ответственность перед зрителями возросла: «Я поймала себя на мысли, что не могу коротко ответить, что для меня «Дождь». Сначала он был мечтой, потом стал бизнесом, а теперь мы вдруг поняли, что он стал больше всех нас. Что он нужен зрителям, что они готовы поддерживать нас как могут, и я не имею права сдаться и просто закрыть канал. Поэтому я буду бороться до последнего, и надеюсь, что у нас все получится».

Не в матрице

На «Дожде» все уверяют, что на телеканал, который даже не планировался как политический, ярлык оппозиционности навесили несправедливо. «Просто когда царит ложь и фальшь, любая правда становится оппозиционной», - объясняет Наталья Синдеева. «Мы, конечно, заложники и ситуации, и уже сложившегося образа. С одной стороны, в этом наше преимущество, но иногда нам это очень мешает», — признается она.

Субъективность

Дарья Симоненко, в свою очередь, напоминает, что «Дождь» никогда не боялся быть субъективным. Сама концепция телеканала предполагала, что в кадре будут находиться «живые», думающие люди, со своей яркой точкой зрения и позицией, а не просто «говорящие» головы, читающие по суфлеру. «Каждый ведущий должен был быть личностью, и более того, компетентным в предмете разговора», — уверена она. Поэтому в самом начале на «Дождь» осознанно не брали людей, которые до этого работали на телевидении. «Чтобы были без шаблонов», - объясняет Дарья. На «Дожде» нет понятия «журналисты» вместо них – «информационные продюсеры» – специалисты, которые делают все сами от и до: ищут темы, героев, снимают видео, пишут тексты, озвучивают их и, в конечном счете, могут сами смонтировать сюжет, если монтажеров не хватает.

«Мы были заражены идеей построить независимый телеканал, не похожий на другие, живой, готовый на эксперименты», — говорит Дарья, — «Вкладывали в «Дождь» себя. Вся сложившаяся сейчас ситуация обидна нам втройне, потому что дальнейшее существование телеканала под вопросом, и, к сожалению, его решение от нас вообще не зависит».

Присутствие

Тем не менее, «Дождь» все-таки продолжает упорно верить в будущее, более того — сам готов становиться этим будущим. По словам Натальи Синдеевой, если каналу удастся выжить, то он снова станет «первым» в некоторых областях. Так, например, «Дождь» делает ставку на новую платформу вещания – Smart TV. И если это удастся монетизировать, то телеканал первым будет на этом рынке. Не это ли повод для оптимизма?

Валерия Лабузная

Вся лента