Встали на щиты
Торги на установку баннеров в Уфе не вызвали ажиотажа на рынке
Конкурс мэрии Уфы на передачу в пятилетнюю аренду свыше 100 мест под установку рекламных щитов (5% рынка городской баннерной рекламы) не вызвал большого интереса у участников рынка. Вопреки опасениям, ни одна из федеральных компаний заявок на участие в торгах не подала, а местных новых игроков отсекли, и таким образом большинство лотов могут быть распределены практически на безальтернативной основе.
Администрация Уфы опубликовала на своем официальном сайте промежуточные итоги конкурса, где четырьмя лотами разыгрывается право пятилетней аренды 106 мест под установку рекламных баннеров. Как следует из протокола рассмотрения заявок, к участию в торгах по трем лотам было допущено по одному игроку. Так, в первом стоимостью 4,5 млн руб., объединяющем 24 места под установку щитов, единственным участником стало ООО «Солнечный круг» Андрея Сидоркина. Компания является крупным местным игроком рынка наружной рекламы и владеет, по ее собственной информации, 340 поверхностями.
На лот стоимостью 4,68 млн руб., включающий 28 мест под установку щитов, претендует ООО «Инвестторг компани» Константина Шанина. Компании предпринимателя работают на рынке наружной рекламы больше 10 лет, им принадлежит около 60 поверхностей.
Единственным претендентом на третий лот, предоставляющий право аренды 28 мест под щиты за 4,73 млн руб., стало ЗАО «Таганка» предпринимателя Андрея Смышляева. «Таганка» до сих пор не занималась наружной рекламой в Уфе. Но, как пояснил „Ъ“ директор по развитию медийного направления ГК «Таганка» Равиль Ибатуллин, она владеет щитами в Стерлитамаке, Бирске и Октябрьском. Медийный и рекламный бизнес «Таганка» развивает с 2011 года после приобретения частоты радио «Манхэттен» в Уфе, где теперь вещает радио «Шансон». Она также вложилась в покупку частоты «Радио кафе» в Уфе, «Бизнес ФМ» и «Радио 7» в Самаре. По оценке господина Ибатуллина, компания рассчитывает вернуть вложения в рынок наружной рекламы Уфы в течение 2,5 лет.
Единственный лот, где конкурс пройдет на конкурентной основе, — самый дорогой. Его стоимость составляет 5,03 млн руб. Победитель получает право на установку рекламных носителей в 26 местах. К участию в торгах по этому лоту допущены общества с ограниченной ответственностью «Виртуоз» и СПК. ООО «Виртуоз», по данным Kartoteka.ru, через менеджеров аффилировано с одноименной рекламной группой, владеющей больше 170 баннеров в Уфе. СПК создано в декабре прошлого года Татьяной Нурмухаметовой, но, по информации участников рынка, компания с таким названием работает на рынке рекламы в городе больше пяти лет, в активе — около 20 поверхностей.
Таким образом, к участию в торгах допущены только действующие игроки рынка рекламы. Попытка прорваться на него новичков, в частности, компаний бизнесмена Альберта Мухамедьярова «Европа плюс. Уфа» и ООО «Рознично-торговая сеть „Фурор”», потерпела неудачу. Конкурсная комиссия отказала им в допуске к торгам, посчитав, что заявки не соответствовали требованиям конкурсной документации, а документы не были должным образом пронумерованы и прошиты. Отказу, напомним, предшествовали многократные обращения этих участников в УФАС по поводу условий конкурса. В своих жалобах компании отмечали, что документация торгов была сформулирована под действующих городских рекламщиков (см. „Ъ“ от 27 марта и 4 апреля).
Как пояснила вчера „Ъ“ директор МБУ «Городская реклама», являющегося организатором конкурса, Римма Зарипова, контракт с единственными участниками конкурса будет подписан 28 мая. По лоту, где допущены две компании, победит участник, набравший больше баллов. Максимальные 100 баллов в конкурсе присваиваются за стоимость контракта, 30 — за опыт работы на рынке наружной рекламы за подтверждение квалификации сотрудников, 40 — за наличие договора страхования, 80 — за 3d-визуализацию рекламной конструкции, еще 60 — за готовность оператора благоустроить прилегающую территорию.
Представитель компаний Альберта Мухамедьярова Любовь Белышева не исключила, что недопущенные участники обжалуют итоги конкурса в суде.
Республиканские рекламщики, напомним, ранее высказывали опасения из-за возможного участия в торгах крупных федеральных компаний. Генеральный директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин объясняет отсутствие у крупных игроков интереса к конкурсу в Уфе возникшим у них «серьезным дефицитом средств» и ожиданием аналогичных торгов в Москве. «Они заняли выжидательную позицию и ведут себя очень осторожно, так как первые торги в Москве оказались чрезвычайно затратными и новые в июле, по прогнозу, будут не менее дорогими»,— заметил господин Березкин.
Президент республиканской Ассоциации рекламных агентств Антон Кулагин при этом не уверен, что по итогам первого уфимского конкурса можно говорить о тенденции. «Из-за меняющейся конъюнктуры рекламного рынка, который показывает снижение загрузки к предыдущим двум годам, следующие торги (планируются в первом полугодии.— „Ъ“) совсем не обязательно пройдут по тому же шаблону»,— отметил собеседник.