Проезд на север

Транспорт

В связи с ростом перевозок нефтехимических грузов с севера Уральского федерального округа представители власти и бизнеса поднимают вопрос о необходимости расширения транспортной инфраструктуры региона. При этом государство не в состоянии за свой счет обеспечить инвестиции на развитие инфраструктурных проектов и ищет возможности для привлечения бизнеса.

Инфраструктурные потребности

В прошлом году вопрос развития транспортного коридора с северными территориями активно обсуждался в Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей (СОСПП). Как констатировал председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Анатолий Сысоев, промышленный потенциал Свердловской области фактически не используется на северных территориях УрФО. «Хотя на Полярном Урале запланирован ряд крупных проектов — строительство электростанций, Северного широтного хода, освоение арктического шельфа. В Новом Уренгое для замены аварийного жилья запланирован ввод 1 млн кв. метров»,— привел он примеры. Начальник департамента по экономполитике полпредства УрФО Анна Ленская сообщила, что связи уральских производителей с нефтяными и газовыми компаниями Западной Сибири ослабли после 1991 года, когда нефтегазовые компании начали закупать импортную продукцию. «Только по поставкам щебня стройиндустрия Свердловской области потеряла до 40% рынка на северных территориях, так как их заняли омские и новосибирские компании»,— добавила заместитель директора по научным вопросам Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова. Среди проблем, которые мешают расширить товаропоток на северные территории, члены СОСПП называют слабую транспортную пропускную способность.

Заместитель губернатора ХМАО Дмитрий Шаповал считает необходимым создать новый транспортный коридор со Свердловской областью. «Речь идет о маршруте Тавда—Карабашка в Свердловской области, а далее в Куминский район ХМАО. Со стороны Свердловской области потребуется реконструкция 43 км трассы и строительство 20 км новой. За счет чего удастся сократить расстояние для прохождения грузов между регионами на 600–900 км»,— подчеркнул господин Шаповалов. Всего от обоих регионов потребуется по 2 млрд рублей вложений в проект.

Развитием транспортной инфраструктуры на территории ХМАО, ЯНАО и Тюменской области занимаются как совместно все три региона в рамках программы «Сотрудничество», так и каждый субъект отдельно. Например, по программе «Сотрудничество» ведется строительство автодороги Тюмень—п. Нижняя Тавда—п. Междуреченский—Урай—Нягань—п. Приобье, в 2014–2015 годах запланированы проектно-изыскательские работы на строительство мостовых переходов через реку Обь в Сургутском районе (их стоимость составляет 266 млн рублей) и в Октябрьском районе (188 млн рублей). Начало строительства мостовых переходов планируется в 2016 году. «Если развитие ЯНАО и ХМАО направлено на базовый сектор экономики (нефтегазовый комплекс), то юг Тюменской области остается местом подготовки кадров, базирования фронт-офисов нефтегазовых компаний, корпораций-резидентов, а также сервисных и специализированных фирм базового сектора экономики»,— объясняют в тюменском правительстве необходимость развития транспортной инфраструктуры между севером и югом.

Помимо строительства автодорог требуется и развитие железнодорожной инфраструктуры. По статистике Свердловской железной дороги (СвЖД), только по Сургутскому региону (здесь расположены такие предприятия, как «Тобольск-нефтехим», «Сургутнефтегаз» и другие) уровень погрузки в 2013 году превысил показатели 2012 года на 22% и составил 19,3 млн тонн. «Учитывая планы развития производственных мощностей предприятий округа, объемы предъявляемых к перевозке грузов нефтехимической промышленности к 2020 году вырастут еще в 1,6 раза»,— отмечают на СвЖД.

Инвестиции в транспортный коридор

Предполагается, что инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры северных территорий УрФО будут из нескольких источников. Этот вопрос обсуждался 18 февраля на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» в Тюмени. «Проекты развития железнодорожной инфраструктуры требуют значительных средств, обеспечить которые только за счет РЖД невозможно. Поэтому решать задачу формирования достаточных инвестиционных источников необходимо, в том числе с привлечением заинтересованного в инфраструктурном развитии российского бизнеса»,— отметил на нем президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

«Важнейшим инфраструктурным проектом РЖД является развитие участка Тобольск—Сургут—Коротчаево с целью обеспечения потребностей нефте- и газохимических предприятий в перевозках сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с учетом прогнозируемого роста грузопотоков»,— отмечают на СвЖД. Этот инвестпроект предусматривает строительство вторых сплошных путей. Планируется поэтапно увеличить пропускную и провозную способности участка до 66 пар поездов в сутки и объема перевозок до 40 млн тонн к 2016 году. Общая стоимость проекта, предусматривающего строительство с 2007 года по 2015 год 392,34 км главных и станционных путей, составляет 41,3 млрд рублей. Всего комплексная программа СвЖД по ликвидации инфраструктурных ограничений (в том числе строительство новых линий, модернизация существующих участков) оценивается в 266 млрд рублей до 2020 года. При этом на СвЖД считают, что системное развитие транспортной инфраструктуры должно осуществляться совместными усилиями с промышленниками. «Нужно четкое понимание, какой объем грузов будет и в каком направлении. Кроме того, следует развивать не только дороги общего пользования, но и подъездные пути, иначе с наплывом грузов мы получим „узкое горлышко”. Поэтому нужно перекрестное включение программ всех заинтересованных лиц и их совместная корректировка, а нас нужно информировать заранее (а не после), в каком населенном пункте будет что-то построено или будет развиваться»,— сообщили на свердловской магистрали.

В ожидании Северного широтного хода

Одним из крупнейших проектов транспортной инфраструктуры УрФО может стать Северный широтный ход (СШХ), который на федеральном уровне обсуждается с 2007 года. Предполагается, что это будет транспортный коридор на территории ЯНАО общей протяженностью 707 км, который соединит Северную железную дорогу в районе станции Обская (около города Лабытнанги) со Свердловской железной дорогой в районе станции Коротчаево (Новый Уренгой). Тем самым будет обеспечен кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении, а также доставка необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений грузов в восточном направлении и выход к Северному морскому пути через порт Сабетта. Предполагаемый объем грузов — до 21 млн тонн в год. По новой железной дороге в порты могут поставляться зерно из Сибири, металл из уральских регионов и уголь из Кузбасса. Строительство СШХ оценивается в 134 млрд рублей. Часть средств предлагается привлечь от «Газпрома», РЖД и ОАО «Корпорация развития» (создано регионами УрФО для реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный»). Приступить к строительству магистрали планируется в 2017 году. По оценкам разработчиков проекта, СШХ окупится за 15–17 лет.

Однако, несмотря на то, что строительство ключевого элемента СШХ — моста через Обь — запланировано в федеральной программе «Развитие транспортной системы России в 2010–2015 годы», средства на его реализацию не выделены. «В условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федерального бюджета выработан вариант реализации проекта без строительства железнодорожной линии Полуночное—Обская—Салехард с образованием Северного широтного хода Обская—Салехард—Надым—Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево»,— рассказали на СвЖД. В настоящее время подготовлено соглашение, предполагающее участие в реализации проекта РЖД, Федерального агентства железнодорожного транспорта, правительства ЯНАО, ОАО «Корпорация развития», ОАО «Газпром» и ОАО «ЯЖДК».

По словам председателя правления НОВАТЭКа Леонида Михельсона, строить СШХ необходимо, поскольку его компания уже столкнулась с логистическими проблемами на стартовом этапе строительства завода СПГ. «И Ямалу, и бизнесу очень нужно, чтобы Северный широтный ход был построен в период промышленного освоения полуострова Ямал. Это значительно сократит затраты и, соответственно, увеличит прибыль компаний. Это ускорит окупаемость проектов, что очень важно, потому что в них есть и иностранное участие, и, безусловно, ускорит социальное развитие региона»,— считает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Глава представительства консалтинговой группы «НЭО Центр» по УрФО Алексей Посохин считает, что реализация проекта возможна при использовании схемы государственно-частного партнерства. «Государство может предоставить в аренду земельные участки на льготных условиях, налоговые льготы»,— пояснил он. По его мнению, проект в любом случае является перспективным. «Его реализация даст новую жизнь многим предприятиям не только Урала, соединив их с источниками сырья, при минимальном транспортном плече, а также значительно улучшив инфраструктуру северного Урала»,— пояснил господин Посохин.

Мария Полоус, Дмитрий Комаров, Николай Яблонский

Вся лента