Конфликт интересен

Как показало исследование "Власти", за 23 года сосуществования России и Украины в качестве отдельных государств максимальный интерес к соседу российские СМИ проявляли исключительно в периоды острых фаз споров и противоречий между двумя странами (см. график выше).

Основой для анализа стали статистические данные по двум возможным аспектам освещения украинских событий в российских СМИ. Первый — это ежемесячная доля от общего числа публикаций тех материалов, в которых слово "Украина" и его производные обязательно упоминаются вместе со словом "Россия" и его производными. Второй — доля материалов, в которых упоминается "Украина", но не встречается "Россия" и ее производные. Логично предположить, что во втором случае описываются исключительно внутренние дела соседней страны без какой-либо привязки к России. Сразу можно отметить, что средний "совместный" показатель (3,35%) превышает "самостийный" (1,94%) в 1,7 раза. Разница между максимальными показателями более впечатляющая — 2,9 раза: 12,39% против 4,26%.

Далее мы выяснили, какие темы были главными для десяти пиковых показателей обоих массивов данных. Как видно на графике, совместная упоминаемость России и Украины резко возрастала в месяцы ухудшения межгосударственных отношений: споров вокруг наследства СССР, раздела Черноморского флота, газовых и торговых войн. Правда до последнего времени максимальный показатель удерживал декабрь 1991 года — время Беловежских соглашений, когда Москва и Киев действовали сообща. Но "Крымский кризис" марта 2014 года — без сомнения, худший период в отношениях между странами — с запасом перекрыл рекорд 23-летней давности. Причины пиковых показателей "незалежной" упоминаемости Украины разнородны. Здесь есть и внутриполитические кризисы, и периоды, когда главной украинской темой в российских СМИ становилась не связанная с Россией внешнеполитическая активность Киева.

Особый интерес представляют периоды максимального превалирования интереса СМИ к совместным российско-украинским темам (наибольшее расхождение линий) и периоды, когда Украина чаще упоминалась отдельно, чем вместе с Россией (линия "Украина без России" превышает "общую"). Первые опять-таки связаны с ухудшением отношений между государствами. Вторые до последнего времени не совпадали с важнейшими украинскими внутриполитическими событиями (выборы, смена премьер-министров, массовые акции и т. д.). Только в январе-феврале 2014 года, в период обострения уличных противостояний по всей стране, украинские события чаще освещались без привязки к России. В целом это может даже подтверждать заявления российских властей, что в начале текущей украинской революции они активно, или по крайней мере публично, не вмешивались во внутренние дела Украины.

Кирилл Урбан

Вся лента