Размер не имеет значения

Japan Airlines представляет первый в России Boeing 787 Dreamliner

Александр Швыдкин

"Лайнер мечты", Boeing 787. Не самый большой в мире пассажирский самолет, но самый современный и технически продвинутый. Теперь на этом самолете можно летать из Москвы в Токио: c 31 марта авиакомпания Japan Airlines выполняет на Dreamliner по четыре рейса в неделю.

Прежде всего самолет удивляет размерами и формой. Вы, несомненно, заметите особенно гладкие внешние поверхности — секрет в том, что Dreamliner построен не из металла, а почти полностью из углеволоконных композитов. Этим он уникален: гибкое композитное крыло прекрасно отыгрывает тряску турбулентных потоков, а эластичный фюзеляж позволяет нагнетать в салон воздух под несколько большим давлением. В обычном металлическом самолете внутреннее давление воздуха соответствует высоте 2300-2500 м, а в Dreamliner — 2000 м. Кто летит ниже, тот лучше себя чувствует.

Еще один технический секрет — комфортная влажность воздуха в салоне. На всех пассажирских самолетах воздух поступает в салон из компрессоров двигателей, причем нагнетается он очень горячим и его приходится охлаждать в интеркулерах, на чем теряется последняя влага, оставшаяся в разреженной атмосфере на большой высоте. Неутешительный итог — обезвоживание организма, особенно в длительном полете, потому что в сухом воздухе человек теряет влагу с дыханием. Система вентиляции Dreamliner отбирает воздух специальными электротурбинами, умудряясь при этом не пересушить. Ни сухости, ни жажды — отличное самочувствие от Москвы до Токио гарантировано.

Салон Dreamliner большой — на широкофюзеляжном самолете иначе и быть не может. Дизайн XXI века тоже может быть принят как должное, хотя в первый раз вызовет приступ восторга. Дальше — больше. Садимся в кресло и первым делом видим прямо перед собой экран развлекательной системы, у каждого пассажира свой пульт, одновременно и игровой, и поисковый. Скучать в дороге уже не придется.

Неожиданно хватает места для ног. Попробуйте откинуть спинку кресла, и вы почувствуете, как подушка сдвигается вперед. Вы не помешали соседу сзади и можете быть уверены, что сосед спереди не помешает вам. Как же раньше не додумались?

Даже откидные столики в Dreamliner сделаны из двух частей, чтобы можно было откинуть половину и свободно вставать и садиться, не думая каждый раз, куда убрать кофе и крекеры. Огромные багажные полки тоже радуют любителей брать в салон по полтонны ручной клади. В общем, комфорт состоит из мелочей, и создатели Dreamliner это учли.

А дальше начинается игра света. Освещение салона Dreamliner выполнено из разноцветных светодиодов и сделано многорежимным: разные цветовые оттенки и яркость подобраны для размещения в салоне, завтрака, ужина, отдыха. И уж совсем поражают воображение шторки иллюминаторов. Собственно, это даже не шторки в обычном смысле слова, а жидкокристаллические экраны, меняющие цвет и прозрачность по желанию пассажира в пяти разных режимах. Управлять временем суток — это уже что-то из произведений Азимова. Кстати, сами иллюминаторы на треть больше, чем в других пассажирских самолетах, и даже если вам досталось место посередине салона, вы имеете шанс разглядеть что-то интересное снаружи.

Dreamliner — самолет электрический и автоматический. Электрический он в том смысле, что многие системы, которые традиционно приводились в действие гидравлическими механизмами, на Dreamliner управляются электромоторами. Это позволило конструкторам снизить вес самолета, избавив его от нескольких тонн прочных стальных трубопроводов и насосов. А автоматический он по способу управления. Всеми системами Dreamliner командует компьютерная электродистанционная система управления. Система постоянно отслеживает все параметры полета и сама решает, каким образом выполнять команды, которые задает автопилот или летчик, отклоняющий штурвал и педали в кабине. Система не позволит выполнить опасный маневр, ежесекундно удерживаясь в рамках дозволенного.

Сам по себе

По случаю запуска рейсов на Dreamliner вспоминается анекдот от инженеров Boeing.

— Ты в курсе, что на новых Airbus в состав экипажа включена собака?

— Это еще зачем?

— Она будет лаять на пилота, если он попытается нажать какую-нибудь кнопку.

— А зачем там вообще пилот?

— Кормить собаку.

Boeing 787 Dreamliner

Авиакомпания Japan Airlines (JAL) с 31 марта увеличивает частоту рейсов по маршруту Москва--Токио--Москва. Теперь JAL будет выполнять рейсы по этому маршруту четыре раза в неделю: в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

www.ru.jal.com

Вся лента