Новороссийский порт ушел в минус

перед разделом активов между акционерами

Снижение перевалки основных грузов и курсовые разницы в 2013 году привели Новороссийский морской торговый порт (НМТП) к убытку в $104,7 млн. В 2014 году компания не рассчитывает на рост перевалки, хотя и надеется найти средства на инвестпрограмму в 5 млрд руб. Эксперты считают, что проблем с финансами НМТП не избежать, в том числе из-за раздела порта крупнейшими акционерами — "Транснефтью" и группой "Сумма".

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Выручка НМТП по МСФО за 2013 год сократилась на 10,2%, до $928,1 млн, EBITDA — на 13,7%, до $510,4 млн. При этом компания впервые за последние годы показала чистый убыток в $104,7 млн ($316 млн прибыли в 2012 году). Даже в кризисный 2009 год прибыль НМТП составляла $252 млн., а в 2008 году — $95 млн. Ухудшение в НМТП объясняют в первую очередь курсовой разницей в $125,4 млн и обесценением гудвила в $259,9 млн. Гудвил — это "бумажный убыток", он не должен оказать "существенного влияния" на деятельность порта, заявили "Ъ" в НМТП. Еще одна причина — снижение в 2013 году перевалки нефти (на 17,2%, до 91,7 млн тонн) и зерна (на 48%, до 4 млн тонн). В целом грузопоток группы сократился на 11,3%, до 141 млн тонн. В НМТП ссылаются на переориентацию части экспорта углеводородов на восток, сокращение спроса и снижение экспорта других сырьевых товаров. Главы НМТП Юрий Матвиенко также отметил усиление конкуренции со стороны Балтийского бассейна.

В группу НМТП входят активы Новороссийского морского торгового порта, Приморского торгового порта (ПТП) и др., 50,1% акций у СП группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и "Транснефти", "Транснефть" самостоятельно владеет еще 10,5% акций. У государства 20% акций НМТП.

В 2014 году НМТП планирует сохранить перевалку на уровне 2013 года. Источник "Ъ", близкий к порту, пояснил, что расчет — на рост перевалки зерна и часть грузопотока, который следовал через порты Украины. Но Надежда Малышева из Portnews полагает, что из-за пропускных возможностей дорог на подходах к порту существенно нарастить объемы не получится.

Группа резко ухудшила финансовое положение накануне возможного раздела ее активов между "Суммой" и "Транснефтью". Конфликт между ними разгорелся в феврале 2013 года, когда глава монополии Николай Токарев раскритиковал "Сумму" за управление портом. "Транснефть" инициировала смену гендиректора НМТП и совета директоров, а в ноябре объявила о разделе бизнеса. По его схеме, "Транснефти" достанутся нефтеналивные, а "Сумме" — насыпные терминалы (см. "Ъ" от 24 марта). Сейчас, по словам источников "Ъ", партнеры продолжают спорить о цене сделки. При этом Юрий Матвиенко говорит, что в 2014 году НТМП планирует инвестиции в 4,8 млрд руб., в 2015 году — 7,5 млрд руб., в 2016 году — 9,7 млрд руб. В НМТП, "Сумме" и "Транснефти" не пояснили "Ъ" источники финансирования. Собеседник, близкий к порту, уверяет, что речь идет о собственных средствах компании.

Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что НМТП будет трудно найти средства. Риски курсовых разниц только усиливаются, а объявление о разделе НМТП может привести к ухудшению условий кредитования. В конце 2013 года НМТП уже реструктуризировал кредит Сбербанка на $1,95 млрд, взятый в 2011 году на покупку ПТП.

Юлия Галлямова, Анна Солодовникова

Вся лента