Двадцать лет особости

Министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова — о плюсах и минусах эксклавной жизни

Калининградской особой экономической зоне уже без малого 20 лет

Фото: РИА НОВОСТИ

Анастасия Кузнецова, министр экономики Калининградской области

Сравнивать экономическую ситуацию в Калининградской области и в Крыму сложно: различий не меньше, а может, и больше, чем сходства.

Вместе с тем, конечно, есть объективные особенности существования таких эксклавных территорий.

И первая из них — это соседство с другим экономическим пространством. Но в этом вопросе ситуация Калининграда и Крыма различается. Калининградская область и сейчас имеет уровень инфраструктуры по ряду параметров выше, чем в среднем по России, однако соседство со странами ЕС делает этот уровень совершенно недостаточным и невыгодно выделяет ее из окружающих стран. Значительная часть бюджетных инвестиций направлена на то, чтобы соответствовать среднеевропейскому уровню жизни. Например, дороги... Их строительство и реконструкцию мы ведем прежде всего в рамках соответствующей Федеральной целевой программы. Ее объемы за последние несколько лет выросли: от 2 млрд рублей в год до 6,5 млрд рублей в прошлом году.

А как иначе привлекать инвесторов?

Крыму, думаю, как бы остро ни стояла инфраструктурная проблема, решать ее предстоит на среднероссийском уровне: Украина не может похвастаться германским уровнем автобанов. Разве что через десяток-другой лет...

Вторая особенность — границы. Речь и о людях, и о грузах.

Собственно, пересечение границы тянет регион в круг межгосударственных вопросов: визы, транзит, взаимодействие контрольных органов по обеим сторонам... В свое время МИД России и региональным властям пришлось вести долгие переговоры прежде всего с Литвой о транзите и перевозках через ее территорию. Визовые вопросы тоже решались не сразу, но сегодня действует режим местного приграничного передвижения...

С границами связаны и вопросы обеспечения передвижения людей между эксклавом и основной территорией страны. Жители такого региона точно знают о необходимости загранпаспорта, в других субъектах Российской Федерации вспоминают о нем, только собравшись в отпуск или в командировку. Но от федеральной власти требуются меры по поддержанию транспортного сообщения эксклава с остальной частью России. Авиаперевозчикам, например, с 15 мая по 15 октября дотируются перелеты из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург и обратно. Иначе в самый пик сезона отпусков на Балтике оказаться на Куршской косе будет недешево, как и на основной территории России: и сейчас — в не сезон — авиабилет Москва — Калининград — Москва стоит 7-9 тысяч рублей, а летом его цена резко подскакивает.

Что касается особенностей экономической деятельности, то тут с уверенностью можно говорить о том, что большая часть российских компаний за пределами нашего эксклава и не ведает о таможенных процедурах. Этим озабочены только импортирующие и экспортирующие предприятия. У нас же подавляющая часть бизнеса — до 90 процентов — прекрасно в них разбирается. Еще бы! На столь ограниченной территории и при сравнительно небольшой численности населения (без малого миллион человек, в Крыму в два раза больше) невозможно наладить производство всего и вся. Завозим и вывозим. А это значит — повышенное внимание к вопросам прохождения погранично-таможенного контроля. Для экономики области решения ЕврАзЭС такая же реальность, как и решения национального правительства. В прошлом году комиссия ЕврАзЭС более 2 тысяч раз меняла ставки таможенного тарифа для различных товарных позиций, было принято более 100 решений ЕврАзЭС, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов... Приходится вовремя перестраиваться.

Хорошо, что в Калининградской области, в отличие пока от Крыма, свободная экономическая зона уже существует с 1996 года, а в 2006 году к ней добавились еще льготы, то есть у нас совмещено два льготных режима.

Первый — по экспортно-импортным операциям: наши компании не платят ввозную пошлину и НДС и при соблюдении условий обеспечения достаточной переработки товара могут вывозить свою продукцию, произведенную с использованием импортных комплектующих, на остальную территорию России также без уплаты таможенных пошлин. Однако 1 апреля 2016 года вторая часть этого режима — беспошлинный вывоз на территорию Таможенного союза — будет отменена.

Второй вид льгот — налоговый: если компания инвестирует в экономику региона 150 млн рублей, то первые шесть лет она не платит налоги на прибыль и имущество, а еще шесть лет платит только половину ставок. В любом случае отмечу, что льготы — не панацея и процедура прохождения границы, транспортные расходы даже при наличии льгот — все равно издержки.

До появления особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининграде уровень промпроизводства в области был ниже общероссийского показателя в 3 раза. Появление ОЭЗ позволило выбраться из этой экономической ямы, стабилизировать уровень промпроизводства: в 2012 году он составил в регионе 97 процентов от уровня 1990 года, тогда как в целом по России эта цифра составила 83 процента.

Конечно, это не тот показатель, к которому хотелось бы стремиться, его хочется и должно превзойти. Вот только как это сделать в ситуации продолжающегося кризиса и при необходимости отказаться от льгот на пошлины в связи со вступлением России в ВТО?

Для эксклава крайне важен и приход инвесторов. Сравнивая опять же с 1990 годом, объем инвестиций в регион за эти 20 лет составил 163 процента. Учитывая, какими трудами в нынешней ситуации это достигается, можно утверждать, что результат неплохой. До 2009 года при благоприятной внешней конъюнктуре (высокие цены на нефть, общий рост экономики) инвесторы, конечно, шли к нам охотнее.

Между тем вопрос сохранения нынешнего льготного режима для нас актуален как никогда. Хотя бы потому, что в области крайне высока доля предприятий, работающих в рамках такого режима, а среди них много малого и среднего бизнеса. Собственно, мы одни из лидеров по этому показателю среди российских регионов: по обороту продукции, производимой малыми предприятиями, в расчете на душу населения мы на 13-м месте в стране. Потеряв льготы, такие бизнесмены будут вынуждены поднять цены и терпеть издержки, которые скажутся и на их партнерах по всей цепочке.

Руководство области, учитывая такие риски, не намерено сидеть сложа руки: мы предложили правительству России не только осуществить дополнительные вложения в инфраструктуру региона, но и модернизировать режим особой зоны, ускоренно внедрить "дорожную карту" совершенствования таможенного администрирования, выровнять грузовые тарифы и тем самым снизить издержки предприятий и др.

Ну и, наконец, вопрос энергетической безопасности. В отличие от Крыма у нас уже созданы соответствующие мощности и мы даже экспортируем излишки. Правда, наша ТЭЦ работает на российском газе, который поступает транзитом из Литвы, что делает для нас актуальным вопрос диверсификации источников энергии. Но есть проблема и посложнее — предполагаемое отключение Литвы от единой энергосистемы России и Калининграда. В Минэнерго России сегодня прорабатывается вопрос о том, как организовать функционирование энергетики региона в изоляционном режиме.

Не как все

Полуэксклавом считается регион страны, который отделен от нее территорией другого государства, но имеет выход к морю. Полуэксклавы имеются в составе около двух десятков государств

Аляска — крупнейший в мире полуэксклав по площади. Полуостров вошел в состав США в 1867 году после покупки у Российской империи, в 1959 году получил статус штата. Занимает 17,5 процента территории страны, но отдален от "метрополии" на 800 км. Современная экономика полуострова основана на добыче нефти и газа, дающих 80 процентов доходов. Однако транспортные издержки для завоза товаров с основной территории Штатов делают Аляску одним из самых дорогих для жизни регионов страны. У Аляски прочные экономические связи с Канадой: ежегодный товарооборот составляет почти 1 млрд долларов.

Кабинда — полуэксклав в составе Анголы. Она находится в 40 км от основной территории страны, граничит с Демократической Республикой Конго и Республикой Конго. Шельф, относящийся к Кабинде, богат нефтепродуктами. Провинция добывает около 60 процентов ангольской нефти, обеспечивая порядка 34 процентов ВВП страны. Правительство Кабинды самостоятельно заключает договоры с международными нефтяными компаниями о развитии инфраструктуры и социальной сферы региона. С момента обретения независимости Анголой в 1975 году в Кабинде действуют вооруженные сепаратистские движения.

Французская Гвиана граничит с Бразилией и Суринамом и омывается Атлантическим океаном. Формально она является департаментом в составе Франции, которая владеет территорией с XVII века. Фактически удалена от основной территории страны на 6,5 тысячи километров. Французская Гвиана играет важную роль для мировой космической отрасли: здесь находится космодром Куру, базовый объект Европейского космического агентства. Космический центр обеспечивает около 15 процентов ВВП Французской Гвианы, которая также специализируется на добыче золотой руды и рыбной ловле.

Северная Ирландия стала полуэксклавом в 1921 году, когда большая часть острова Ирландия отделилась от Соединенного Королевства. С тех пор регион остается зоной межрелигиозной и межнациональной напряженности. Хотя формально конфликт завершился в 1998 году, когда Белфастские соглашения расширили возможности самоуправления региона. Северная Ирландия отделена от Великобритании проливом шириной 20 км в самом узком месте. Экономически она теснее связана с Ирландией, которая владеет электрическими сетями на всей территории региона.

Подготовил Сергей Бабкин

Вся лента