"Запретный город постоянно находится под угрозой разрушения"

Запретный город ограничат для туристов. Власти Пекина опасаются за сохранность дворцого ансамбля китайских императоров. Ежегодно его посещают 14 млн человек. О масштабной реставрации пока речи не идет. Комплекс отремонтировали еще до Олимпийских игр 2008. Чиновники планируют сократить число проданных билетов. И объясняют такой шаг удобством для самих туристов — передвигаться по музею Гугун станет легче. Подробности — у Аэлиты Курмуковой.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Музею Гугун, известному больше как Пурпурный запретный город, в следующем году исполнится 90 лет. Он стал самым посещаемым туристическим местом Китая. Самому дворцовому комплексу почти 600 лет. Юбилей Запретного города будет в 2020 году. К этому времени китайские власти планируют завершить все реставрационные работы, которые начались 10 лет назад. Из-за огромного притока туристов — 14 млн человек в год — Запретный город постоянно под угрозой разрушения. Иногда там просто не пройти. Я сама была свидетелем этого летом прошлого года. Ситуация доходила до того, что я не могла протолкнуться к тем или иным достопримечательностям. Власти Пекина сейчас решили ограничить продажу билетов. И объясняют это удобством для самих туристов, сообщила собственный корреспондент "Коммерсантъ FM" в Китае Ксения Васильева.

"В Китае и в Пекине в частности были проведены общественные слушания на тему того, как улучшить и оптимизировать работу мемориального комплекса. Одно из основных нововведений — будет регулирование количества посетителей. В пиковый сезон, в общенациональные праздники будет ограничено количество билетов, потому что реально там огромное количество туристов, там просто невозможно протолкнуться. В то же время музей собирается установить два дня для вообще бесплатных посещений во время сезонов туристического затишья. Будет действовать система покупки билетов заранее, заказы через интернет", — сообщила Васильева.

До этого билеты в Запретный город продавались только через кассы. В среднем вход стоит 70 юаней — $11. Кроме того, в музее Гугун действует система годовых билетов, по которым можно пройти в любое время. В пиковый сезон власти ограничат действие таких билетов. Для сохранения дворцового комплекса из императорского сада Запретного города планируют убрать все точки общепита и отдать места под сувенирные лавки. Где будут питаться туристы (а на Запретный город стоит закладывать весь день), неизвестно. Музей Гугун приносит казне миллионы долларов. И власти не экономят на реставрации. В 2003 — на первичном этапе — из бюджета выделили 400 млн юаней — по сегодняшнему курсу $64,5 млн.

Кстати, вопрос реставрации сегодня беспокоит не только чиновников, но и самих туристов. После ремонта памятники архитектуры иногда выглядят как новодел. Что касается Запретного города, китайцы придерживаются аутентичности и используют древние технологии. При реставрации деревянных зданий гвозди не используются. При покраске обходятся без кистей: на протяжении столетий китайцы красили колонны с помощью шелковой ткани. Обмакивали ее в краску и заворачивали колонны в ткань три-четыре раза, пока не достигался нужный оттенок. Однако такого эффекта при реставрации достигнуть крайне сложно. Существует внутренняя борьба между задачами приспособления памятника архитектуры и финансовой отдачей, сообщил замдиректора по науке Межобластного научно-реставрационного художественного управления Владимир Саратьянов.

"Любой памятник должен сохранять свое историческое лицо, если говорить о первозданности, то это чрезвычайно редкое явление. Какой бы мы ни взяли классический образец — Акрополь в Афинах — комплекс, создаваемый на протяжении нескольких столетий в разные эпохи, в разные культуры. Поэтому в этом есть всегда серьезная доля противоречий между реставрацией научной, которая требует огромных финансовых вложений, и реставрацией практической — ждет отдач финансовых", — рассказал Саратьянов.

Еще одна проблема — копии памятников архитектуры. Так, в январе этого года древние статуи в археологическом парке Сан-Агустин заменили на картонные копии. Власти Колумбии пошли на такой шаг, чтобы сохранить культурные ценности и избежать возможного воровства. Идея чиновников вызвала возмущение не только у туристов, но и местных племен. У ученых другое мнение — это делается для того, чтобы сохранить памятники истории для потомков.

Вся лента