Родина "Суперджетов"

На авиазаводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре учат летать самые современные самолеты России — гражданские Sukhoi Superjet и истребители Су-35С

Не будь он настолько секретным в советское время, об этом заводе наверняка сняли бы фильм, и не один. Причем не по разнарядке, а потому что его история (а может, судьба, если, конечно, так можно сказать о заводе) поразительно отражает судьбу страны. Ну какая еще держава, кроме СССР, могла в 30-е годы прошлого века не только решиться строить авиационный завод посреди тайги, близ нанайского стойбища Дземги на пустынных берегах Амура, но и возвести его года за три? Сделали бы раньше, да Амур подкачал: с ним, как узнала в этом году вся Россия, случаются наводнения, поэтому первостроителям только на то, чтобы правильно выбрать и подготовить площадку, понадобилось не менее года...

Той страны, что его построила, уже нет, но завод от нее нам остался, и он делает машины, которые отлично летают. Почти все они уникальны — каждая по меркам своего времени. Что первый туполевский Р-6, взлетевший над авиационным заводом N 126 через год после того, как вступило в строй само предприятие (ныне Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, или КНААЗ). Что следующий, выпущенный не через год, а через два, в 1938-м, сверхсложный по меркам тех лет самолет ДБ-3 (эта задержка в духе времени стоила ареста директору и главному инженеру завода). Что целое семейство современных истребителей различного назначения: Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, СУ-30МК, Су-30МК2, Су-35, которые состоят на вооружении ВВС России и считаются одними из лучших машин в своих классах. Истребитель Су-27 вообще может назвать символом предприятия — и сама эта машина, и ее модификации, ставшие основной продукцией КНААЗа, и по сей день составляют основу парка боевой авиации ВВС России и ряда других стран. (Подробнее о самолетах, которые завод дал стране, см. ниже.)

От эпохи, в которую он был построен, и от страны, что нашла на него ресурсы и кадры, КНААЗ унаследовал не только привычку ставить высоко планку, но и навык эту планку держать. Новый вызов — гражданская авиация.

Изначально специализирующийся на выпуске боевых самолетов, завод с 2003-го подключился к программе нового регионального самолета "Суперджет-100" (Sukhoi Superjet-100, или SSJ-100), в которой участвуют ведущие предприятия авиастроительной отрасли России. ОАО "Компания Сухой" является изготовителем фюзеляжа, отъемной части крыла и пилона самолета, а окончательная сборка SSJ-100 выполняется на производственных площадках Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Все это потребовало серьезной реконструкции промышленных объектов, технического перевооружения, модернизации оборудования. На предприятии были введены в строй целые классы нового оборудования с числовым программным управлением, ранее не представленные в производстве: это позволило применять около 20 новых высокотехнологичных процессов. И, как ожидается, доведет долю выпускаемой авиационной техники гражданского назначения до 50 процентов. Реальность этих планов обозначил взлет с заводского аэродрома "Дземги" первого SSJ-100, выполнившего 19 мая 2008 года испытательный полет продолжительностью 1 час 05 минут.

Все это не мешает КНААЗу оставаться крупнейшим авиастроительным предприятием России по производству боевых самолетов и участвовать в реализации программы по созданию истребителя пятого поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50. Первые испытания опытного образца этой машины успешно состоялись в 2010 году, а в цеху, где собирают Су-35 для Т-50, уже запланировано построить новую линию.

В целом же объем производства на КНААЗе к 2015 году по сравнению с 2010 годом должен вырасти в три с лишним раза — главным образом за счет инновационных технологий. В развитие производства ОАК планирует инвестировать еще около 25 млрд рублей до конца 2015 года, в частности в новую линию по сборке самолетов Т-50 и Су-35С. При этом гражданское авиастроение будет расти ударными темпами. Уже в нынешнем году, например, предполагается сдать порядка 40 самолетов гражданского назначения (в 2010-м было сдано всего три).

При таких темпах развития сегодня завод испытывает потребность в новых высококвалифицированных рабочих кадрах и делает все для их привлечения. Так, средняя зарплата увеличилась по итогам прошлого года с 37 до 44 тысяч рублей. А для привлечения специалистов реализуется программа переселения рабочих и инженеров из центральных частей России.

Амурная история

От моста через реку Силинку до сверхзвуковых самолетов и крылатых ракет

80 лет — полет нормальный. За историей взлетов и падений, которые пережил завод N 126, хорошо видна история жизни страны

18 июля 1934 года — день рождения завода: закладка первого камня в фундамент главного механического корпуса. Начальником строительства назначен К. Кузнецов

1 мая 1936 года — выпуск первого самолета Р-6

1 мая 1937 года — начато строительство шоссе и моста через реку Силинку. На пароходах по Амуру на сугубо мужскую стройку начинают прибывать девушки по призыву В. Хетагуровой. За два года приедет около 8 тысяч

1 июля 1937 года — первый выпуск пилотов городского аэроклуба

Январь 1938 года — по обвинению во вредительстве (задержка в серийном запуске самолета ДБ-3) в Хабаровске арестован первый директор завода К. Кузнецов. И.о. директора назначен А. Тер-Маркарян, начальник "наркомовской бригады", присланной для ускорения работ

Май 1938 года — первые ДБ-3 переданы заказчику

13 октября 1938 года — завод посетили В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова — экипаж самолета АНТ-37 "Родина", совершившего беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток длиной 6450 км. Самолет сел в таежном селе Керби, близ Комсомольска-на-Амуре

1 декабря 1940 года — начался первый учебный год в заводском ремесленном училище

23 июля 1941 года — на митингах, посвященных обращению правительства в связи с нападением Германии на СССР, авиастроители постановили считать себя мобилизованными до разгрома врага

18 января 1942 года — завод награжден орденом Ленина

Июль 1945 года — на заводе начато производство гражданской продукции и товаров народного потребления

3 июля 1949 года — постановление Совета Министров СССР о производстве первых реактивных истребителей МиГ-15 на заводе N 126. Первый серийный Миг взлетит с заводского аэродрома в апреле 1950-го

1950 год — начало выпуска Ли-2

1952 год — выпуск реактивных истребителей МиГ-15бис

1953 год — серийное производство МигГ-17

1953 год — начало производства мебели для населения

1954 год — начало производства истребителей Су-7

21 октября 1954 года — визит на завод первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева

22 июля 1960 года — постановление Совета Министров СССР, которое предусматривает изготовление крылатых ракет морского базирования на заводе N 126

17 июля 1967года — визит на завод Ю. Гагарина

1969 год — первый полет истребителя-бомбардировщика Су-17 с изменяемой стреловидностью крыла

18 июля 1971 года — завод награжден орденом Октябрьской Революции

8 апреля 1978 года — визит на завод генсека ЦК КПСС Л. Брежнева

1979 год — выпуск предсерийной партии истребителей Су-27. Начало серийного производства катеров "Амур-2"

1984 год — начало поставок истребителей Су-27 ВВС СССР

27 июля 1986 года — визит на завод генсека ЦК КПСС М. Горбачева

1991 год — начало серийного производства палубного истребителя Су-27СК

30 августа 1993 года — в одном из корпусов создан завод "Авест" по производству радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники

1994 год — начат капитально-восстановительный ремонт трамваев

16 июля 1998 года — получен сертификат разработчика авиационной техники легких гражданских самолетов

16 марта 1999 года — Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. Гагарина преобразован в Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КНААПО) им. Ю. Гагарина

27 октября 1999 года — КНААПО посетил председатель правительства РФ В. Путин

9 апреля 2001 года — сдан в эксплуатацию пресс-гигант усилием в 24 тысячи тонн

Июнь 2005 года — перелет трех самолетов-амфибий Бе-103 по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Санкт-Петербург. Маршрут соответствовал трассе ленд-лиза, по которой в годы войны осуществлялся перегон боевых самолетов из США

26 сентября 2007 года — состоялась выкатка первого летного экземпляра "Суперджета-100"

19 февраля 2008 года — в Жуковском выполнен первый полет опытного самолета Су-35-1 производства КНААПО

19 мая 2008 года — на аэродроме КНААПО состоялся первый полет летного экземпляра SSJ-100

12 мая 2009 года — визит на ОАО "КНААПО" председателя правительства РФ В. Путина

29 января 2010 года — первый полет перспективного авиационного комплекса пятого поколения Т-50

20 февраля 2012 года — визит председателя правительства РФ В. Путина

Вышли сухими

Пострадавшие от наводнения сотрудники КНААЗа переселились в служебные квартиры

В прошлом году авиазавод, как и весь город, оказался в зоне затопления при разливе Амура. Усилиями военнослужащих, сотрудников МЧС и самих работников производство удалось спасти от стихии, но пострадали дома сотрудников КНААЗа. Причем так сильно, что некоторых работников пришлось переселить в общежития или квартиры, а их семьям обеспечивать горячее питание и материальную помощь.

А для 37 наиболее пострадавших семей было приобретено жилье за счет средств компании "Сухой" и материальной помощи на сумму свыше 37 млн рублей, которую перечислили работники предприятий ОАО "ОАК" и организаций-партнеров.

Решение о покупке жилплощади было принято еще в сентябре прошлого года президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном и гендиректором компании "Сухой" Игорем Озаром. Не требующие ремонта квартиры с мебелью приобретались на вторичном рынке. Большая часть сотрудников смогла переехать еще перед Новым годом.

Вся лента