Эстет-песенник

Руфус Уэйнрайт спел в Риге и готовится к дебюту в Москве

Концерт поп

Несмотря на оперные замашки Руфуса Уэйнрайта, его песни прекрасно звучат под аккомпанемент одного лишь рояля

Фото: Redferns via Getty Images/Fotobank

В Риге с сольным концертом в поддержку сборника своих лучших песен "Vibrate: The Best of Rufus Wainwright" впервые выступил Руфус Уэйнрайт. Канадский шансонье хочет сыграть финальный концерт европейского турне в Москве. Рассказывает ЕГОР ЕРОХОМОВИЧ.

Уже второе десятилетие Руфус Уэйнрайт, один из самых неординарных артистов современности, пребывает в статусе кумира богемы и глобальной гей-иконы. Регулярно соприкасаясь с мейнстримом, он так и не стал большой коммерческой поп-звездой, тем не менее создал свою мифологию и феерический музыкальный мир. 40-летний господин Уэйнрайт выступает в жанре исповедального, эстетского арт-шансона, его лучшие опусы, с одной стороны, построены по образцу оперных арий, а с другой — напоминают близкие русскому уху мелодии Раймонда Паулса. Эти песни настолько яркие и индивидуальные, что прекрасно звучат и в симфонических аранжировках (господин Уэйнрайт обожает выступать с большим оркестром), и в своем первозданном виде, когда певец аккомпанирует себе на гитаре или рояле,— именно так проходят выступления нынешнего турне.

Руфус родился в семье легендарных исполнителей фолк-музыки — американца Лаудона Уэйнрайта III и канадки Кейт Макгерригл. Его младшая сестра Марта Уэйнрайт тоже звезда своенравной альтернативной поп-музыки. Певца связывают родственные узы с Леонардом Коэном, дочь которого Лорка три года назад родила Руфусу наследницу Виву Кэтрин Уэйнрайт-Коэн. Полтора года назад господин Уэйнрайт вступил в брак со своим давним возлюбленным — Йорном Вайсбротом, арт-директором проходящего в Торонто фестиваля искусств Luminato.

Руфус Уэйнрайт не такой заоблачно возвышенный, как Энтони Хегарти, более раскрепощенный и сердечный, чем Джон Грант, более талантливый и разносторонний, чем Патрик Вульф. Его маньеризм — абсолютно естественный, его голос — томный, роскошно-гнусавый, исполненный трагизма и страсти. Долгие эмоциональные вокальные фразы буквально вибрируют в воздухе. Сам певец сравнивает свой голос со "зверем, который живет сам по себе". От большинства "сонграйтеров" Руфуса Уэйнрайта отличают врожденная страсть к шоу и неповторимый артистизм, который присутствует в каждой сыгранной ноте и в каждом взгляде, направленном в зал. Его сценические инстинкты обусловлены неподдельной искренностью и в то же время внутренней природной театральностью. Господина Уэйнрайта влечет кабаре и мюзикл, ему видится призрак Лайзы Миннелли, которая появляется на сцене в комическом исполнении сводной сестры музыканта Люси Уэйнрайт-Роуч. Не зря одна из его новых песен называется "Me and Liza": "Я и Лайза, Лайза и я — мы будем знамениты до самого конца".

В Риге Руфус Уэйнрайт спел в клубе "Палладиум", но вообще он привык собирать лучшие концертные залы (нью-йоркский Карнеги-холл и лондонский Альберт-холл) и оперные театры — в 2011 году отыграл пять вечеров в лондонском "Ковент-Гардене", в прошлом году закатил грандиозный гала-концерт в честь собственного 40-летия в мадридской опере Teatro Real. Его песни исполняют гранд-дамы европейской эстрады — Джейн Биркин, Марианна Фейтфулл и Ширли Бейси. В прошлом году Руфус стал соавтором заглавной композиции нового альбома Робби Уильямса "Swings Both Ways", которую они записали дуэтом. В числе других достижений артиста — реставрация и полное повторение концерта Джуди Гарленд, состоявшегося в 1961 году в Карнеги-холле, а также сочинение неоромантической оперы "Примадонна" на французском языке. Средства на студийную запись "Примадонны" Руфус Уэйнрайт привлекает при помощи краудфандинга и параллельно по заказу Канадской оперной компании работает над своей второй оперой — "Адриан".

В дискографии музыканта семь студийных и два концертных альбома. В начале марта он выпустил сборник лучших песен "Vibrate: The Best of Rufus Wainwright" и отправился в мировое турне. "Мне нужно заработать, я же возомнил себя оперным композитором. У меня на сей раз даже нет человека, который настраивает гитару, я вынужден делать это сам",— сказал маэстро на концерте в Риге. Он идеально справлялся и вовсе без инструментального сопровождения: песню "Candles", поминальную молитву по умершей матери, он исполнил а капелла, заставив весь зал затаить дыхание.

В программу концерта он включил финальную арию "Les Feux d`Artifice t`Appellent" из своей оперы "Примадонна" — ее бы оценила и Алла Пугачева. "Звукозаписывающие компании не хотят финансировать подобные проекты, и единственная надежда для музыкантов — это прямая поддержка со стороны слушателей. Я вас по достоинству отблагодарю",— отметил господин Уэйнрайт. Если ему удастся написать опус, хоть немного напоминающий такие шедевры, как "Dinner at Eight", "Cigarettes and Chocolate Milk", "Art Teacher", "Going to a Town" и "Poses", на которые рижская публика реагировала горячее всего, то пожертвования можно будет считать полностью оправданными.

Вся лента