Перспективный анализ

Рынок лабораторной диагностики сегодня активно развивается, демонстрируя рост до 15% ежегодно. Участники делают ставки на активное расширение филиальной сети и экспансию в регионы.

Петербургский рынок лабораторной диагностики, как и российский, делится на два основных сегмента. Первый и самый большой сегмент — коммерческие лаборатории. На местном рынке присутствуют крупные федеральные бренды, которые одновременно являются лидерами и российского, и регионального рынков. Компания "Хеликс" занимает в Петербурге долю в 20-25%, "Ситилаб" и "Инвитро" имеют по 10-15% каждая, оценивают эксперты. В городе работает около десятка региональных компаний, совокупная доля которых составляет 7%. Остальную часть коммерческого рынка лабораторной диагностики делят между собой частные клиники, оборудованные диагностическими кабинетами.

Второй сегмент рынка — государственный сектор диагностики. Коммерческий директор компании "Хеликс" Александр Соловьев отмечает, что этот сектор последние несколько лет активно консолидировался. В результате была создана сеть межрегиональных лабораторий, каждая из которых прикреплена к государственному медицинскому учреждению. В городе около десяти государственных лабораторий, и финансируются они по системе ОМС. Совсем недавно и коммерческие лаборатории получили доступ к ОМС, но пока их доля в государственном заказе минимальна.

Господин Соловьев отмечает, что, несмотря на плотность лабораторного рынка и высокую конкуренцию между его игроками, потенциал для развития остается высоким. Объем российского рынка лабораторных услуг, по оценкам опрошенных экспертов, в 2009-2010 годах составлял 12-13 млрд рублей. При этом ежегодный рост рынка достигает 15%. К 2015 году, по прогнозам его участников, объем в денежном выражении должен достигнуть 30 млрд рублей. Из них 45% будет приходиться на частные лаборатории. "Рост рынка связан со стабильным спросом на такие услуги. Рынок емкий и до конца не насыщен", — говорит господин Соловьев.

Специфика российского потребителя заключается в высоком уровне самостоятельных обращений, что делает частные лаборатории еще более актуальными. Компании используют эту ментальную особенность в интересах бизнеса и открывают новые точки в жилых массивах, в шаговой доступности.

Расширение филиальной сети — основной акцент в плане развития практически всех компаний. Каждая из них открывает около десяти новых центров в год. В "Ситилаб" рассказали, что планируют развиваться по франчайзингу. "Мы пришли к выводу, что развиваться без привлечения партнеров сложно. Чем больше разрастается филиальная сеть, тем сложнее контролировать процесс, работу на местах. Франчайзинговые кабинеты наиболее эффективны", — говорит собеседник "Ъ" в компании. Требования к франчайзингу: паушальный (одноразовый) взнос — от 100 тыс. рублей, роялти (компенсация, регулярно выплачиваемая за использование патента) в 2% от оборота, начиная с седьмого месяца работы.

Сегодня "Ситилаб" представляет собой федеральную сеть из более чем 154 центров обследования в 74 городах России. В Петербурге действует 20 лабораторных комплексов. Производственные площади компании составляют около 8 тыс. кв. м и представляют собой клинико-диагностические лаборатории, расположенные в Москве, Петербурге, Самаре, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске, рассказывают в компании.

Самая большая филиальная сеть, развивающаяся также по франчайзингу, — у компании "Инвитро". Сегодня под брендом работают 500 медицинских офисов в России, а также на территории Украины, Казахстана и Белоруссии.

Компания располагает восемью технологическими комплексами: на территории России в Москве, Петербурге, Челябинске, Новосибирске и Самаре, на территории Украины в Днепропетровске, в Белоруссии — в Минске, на территории Казахстана — в Алма-Ате. Примерно 70% центров компании открыты по франчайзингу.

У компании "Хеликс" 70-80% центров франчайзинговые. "Это позволяет получить инвесторов, повышать узнаваемость марки, увеличить ее оборот и получить широкую филиальную сеть", — поясняют в компании. Вместе с региональной экспансией встает вопрос наличия собственных лабораторий в новых регионах, говорит господин Соловьев. У "Хеликс" сегодня три лаборатории: в Петербурге, Москве и Екатеринбурге. "Конкуренция с местными лабораториями непростая из-за логистики, на которую могут уходить сутки. Это диктует необходимость открывать новые лаборатории. Стоимость запуска лабораторных мощностей — 25-30 млн рублей", — говорит собеседник "Ъ".

В ближайшее время участники рынка ожидают выход в регион федеральных игроков KDL и "Гемотест". Одновременно петербургские игроки идут в новые регионы. Так, исторически петербургская компания "Хеликс" запустила в Москве лабораторию и несколько диагностических центров. Вход на столичный рынок обошелся компании примерно в 70 млн рублей.

"Этот бизнес интересен. Во-первых, он структурирован и понятен. Как правило, инвестиции в один лабораторный центр с двумя рабочими кабинетами площадью 80-100 кв. м составляют 2 млн рублей. Для Петербурга эта цифра несколько выше — 2,5 млн рублей. Окупаемость инвестиций составляет 2,5 года. Это достаточно надежные и управляемые вложения", — объясняет господин Соловьев.

Бизнесмены фармацевтической сферы констатируют, что сегодня рынок лабораторной диагностики — один из самых динамично растущих. Подтверждение тому — внимание со стороны инвестиционных фондов. Так, например, фонды прямых инвестиций, ориентированные на Россию, UFG Private Equity и CapMan, совместно с ЕБРР, в 2012 году инвестировали в компанию KDL. На первом этапе инвесторы приобрели 75% фирмы, при этом доли распределились следующим образом: UFG — 40,3%, CapMan — 24%, ЕБРР — 10.7%. "Инвестиции в KDL — это наша первая сделка в области здравоохранения в России. По нашему мнению, сектор диагностических лабораторий, сегмент рынка частного здравоохранения, является одним из наиболее привлекательных рынков в России на настоящий момент. Потенциал роста рынка будет характеризоваться двузначными цифрами в ближайшие 4-5 лет, так как расходы на лабораторные услуги в России значительно отстают от развитых и развивающихся стран", — комментировал сделку директор по инвестициям CapMan Россия Максим Попов.

По данным аналитиков, средний прирост клиентов платной медицины составляет 1,5% ежегодно. На развитие в России частной лабораторной диагностики влияет также несовершенство оказания медицинских услуг в рамках государственной медицины. Очереди, узкий спектр исследований, зачастую низкий уровень сервиса — все это дает частным лабораториям возможность для конкурирования с госучреждениями. Конкуренция возможна как за счет расширения филиальной сети, так и за счет расширения спектра выполняемых исследований.

Кристина Наумова

Вся лента