Нелогичная профессия

Ольга Беляева, руководитель направления "Логистика" хедхантинговой компании Cornerstone

В связи с изменениями в мировой экономике в течение последних нескольких лет рынок логистики также претерпел изменения. На волне экономического кризиса произошло сокращение спроса на сырье, металлы, строительные материалы и другие товары, транспортировкой которых была занята основная масса логистических компаний. Одновременно с этим активно развивалась такая отрасль интернет-коммерции, как интернет-ритейл. Доступ в интернет получает все больше населения нашей страны, и, соответственно, люди оценили выгоду, доступность и удобство онлайн-покупок. Вследствие этого за последние несколько лет выросло количество крупных международных интернет-магазинов, доставляющих товары в нашу страну, а также увеличилось число тех, кто осуществляет продажи внутри страны, предлагая доставку в самые отдаленные регионы. Реакцией на эти процессы стало перепрофилирование части логистического бизнеса с грузовых коммерческих перевозок в сторону экспресс-доставки. На российский рынок вышло несколько западных компаний путем поглощения существующих логистических игроков, ранее активно работавших в крупногабаритных коммерческих перевозках.

На все это незамедлительно отреагировал рынок труда, ощутив недостаток в специалистах, работающих именно в сфере максимально срочной доставки небольших партий товара физическим лицам. С одной стороны, экспертиза в экспресс-доставке принадлежит западным специалистам, поэтому спрос на них также вырос, в том числе в российских компаниях. С другой стороны, российский рынок и методы ведения бизнеса имеют свою неповторимую специфику, которой с трудом овладевают международные специалисты. Не стоит забывать и о наличии недоверия западных владельцев компаний к российским менеджерам, вследствие чего последним трудно сделать серьезную карьеру в западной логистической компании. Часто среди причин для смены работы наши кандидаты называют ограничение работодателем возможностей для развития российских специалистов. 30-35-летние менеджеры, имея за спиной управленческий опыт, желание расти и дополнительное образование, в том числе западный МВА, обречены столкнуться с карьерным потолком. Запад не привык к "молодым да ранним" и не готов принимать российские реалии, считая, что достижение карьерных высот априори должно занимать долгие годы.

Пертурбации в отрасли повлекли за собой ряд громких перестановок. На рынке появились ценные кандидаты, с которыми еще год назад было практически невозможно связаться. Это очень опытные менеджеры высшего звена, специализирующиеся на операционной логистической деятельности, а также коммерсанты. Их охотно приглашают возглавить направления операционной и проектной логистики внутри крупных производственных компаний, как российских, так и западных.

Российский рынок будоражит и отсутствие системности в выплате компенсаций в отрасли: в последнее время наметилась тенденция к тому, что в российских компаниях готовы предлагать более высокие компенсации опытным специалистам, ранее работавшим в западных компаниях. Это связано с тем, что стандарты качества оказания услуг в западных компаниях намного выше, чем в российских, которые пытаются эти стандарты всячески повысить и составить конкуренцию западным игрокам на своем рынке. Если говорить о примерных цифрах, то операционный директор в зарубежной компании может рассчитывать на оклад от 300 тыс. до 500 тыс. рублей в месяц, а российские компании готовы предложить от 400 тыс. до 600 тыс. рублей. Амбициозные топ-менеджеры принимают решения в пользу российских компаний не только из-за уровня дохода, но и из-за масштаба поставленных задач.

Мы с сожалением отмечаем, что популяризации логистической отрасли практически не происходит. В Москве есть ряд университетов, готовящих специалистов логистического направления, но их мало и обычно это дополнительное образование в виде дистанционных программ, курсов переквалификации или дисциплин в рамках второго высшего образования. Одна из главных проблем, которые отмечают рекрутеры,— низкий имидж профессии. Попробуйте задать вопрос людям, к отрасли не относящимся, о том, кто такой логист, и вы удивитесь ответам. Среди вариантов будут и грузчик, и дальнобойщик, и кладовщик... Люди выбирают эту профессию в основном случайно, попав стажерами и продолжив карьеру в крупных компаниях в основном после окончания лучших московских технических вузов либо профильных транспортного направления.

Тем не менее рынок труда в логистике является живым и активным. Он также реагирует на изменения в российском и международном законодательстве. Так, в связи с недавним упрощением таможенных правил и автоматизацией процедуры оформления документов ряд должностей просто перестал существовать. А людям, выполнявшим эти обязанности, пришлось проходить дополнительное обучение или сменить профиль деятельности.

Стандарты оказания логистических услуг в России на сегодняшний день значительно отстают от западных, поэтому нам есть куда стремиться — в частности, если мы говорим об экспресс-доставке. Это не только особая схема управления транспортными и складскими ресурсами, но и специальное программное обеспечение, которое также требует разработки, внедрения и технической поддержки. Для этих целей также требуются квалифицированные кадры, спрос на которые будет только расти.

Вся лента