ОТП-банк пошел на корпоратив

Из розничного игрока он превращается в универсального

Под давлением ЦБ все больше розничных банков реструктурируют бизнес. Входящий в топ-15 розничных банков ОТП-банк теперь активизировал и корпоративное кредитование. Впрочем, при таком подходе под вопросом оказывается доходность бизнеса, указывают эксперты.

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

Смещение приоритетов ОТП-банка от розничного к корпоративному кредитованию прослеживается в его отчетности за 2013 год по стандартам Будапештской фондовой биржи (BSE, ОТП-банк — российская "дочка" венгерского OTP Bank), опубликованной на сайте головного банка. По итогам 2013 года ОТП-банк нарастил портфель корпоративных кредитов на 28%, до 37 млрд венгерских форинтов. Такая активность в корпоративном кредитовании для банка нехарактерна. В 2012 году ссуды юрлицам, наоборот, сократились на 43%, до чуть менее 30 млрд венгерских форинтов (средний курс форинта к рублю в 2012 и 2013 годах был на уровне 7 форинтов за рубль). При этом из квартальной отчетности банка за 2013 год видно, что переориентация его бизнеса началась в четвертом квартале: тогда он продемонстрировал наиболее высокие темпы роста корпоративного портфеля — 41%. В первом квартале 2013 года прирост корпоративных кредитов был отрицательным (минус 14%), во втором и третьем кварталах составил соответственно 3% и 2%.

Розничный портфель ОТП-банка — а кредиты физлицам до последнего времени были его основной специализацией (по данным Frank Research, на 1 февраля банк входил в топ-15 по этому показателю) — напротив, резко замедлил темпы роста: по итогам 2013 года они сократились более чем вдвое. В 2012 году рост портфеля кредитов гражданам за год составлял 19%, а в 2013 году он прирос всего на 9% (до 793 млрд венгерских форинтов).

В самом банке не отрицают интереса к развитию корпоративного сегмента. "Основной акцент делается на активном развитии трансакционного, трансграничного бизнеса с фокусом на продажу продуктов торгового финансирования (гарантий, аккредитивов), коммерческого кредитования, продуктов по управлению денежными потоками, а также казначейских продуктов,— пояснили "Ъ" в пресс-службе ОТП-банка.— Банк видит наибольший потенциал в развитии сегмента "средний бизнес" в Москве и регионах в 2014 году".

Однако в силу незначительности масштаба корпоративного бизнеса говорить о радикальной перестройке бизнес-модели банка пока рано. Но уже сейчас понятно, что к диверсификации ОТП-банк могло стимулировать ужесточение регулирования сегмента розницы со стороны ЦБ. "Сейчас все розничные банки заявляют как минимум о снижении темпов роста своих портфелей. Скорее всего, и ОТП решил изменить бизнес-модель",— считает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. "Если раньше драйвером роста было потребкредитование, то теперь акценты начинают смещаться в том числе и в сторону корпоративных ссуд",— согласен аналитик ФК AForex Нарек Авакян.

Впрочем, другие розничные игроки избрали иной путь. Например, ХКФ-банк или банк "Связной" пытаются реформировать розничный бизнес, переквалифицируясь на более качественный сегмент, снижая ставки и пытаясь заработать на трансакционном бизнесе (см. "Ъ" от 20 февраля). Тем не менее увеличение внимания розничных банков к корпоративному сегменту может принести свои плоды. "Выход из розницы к корпоратам — один из возможных путей развития для банка",— указывает аналитик Альфа-банка Марина Карапетян, уточняя, что сейчас из-за экономической обстановки клиенты не особенно активны и поэтому бороться за них придется за счет снижения банковской маржи — а продукты корпоративного кредитования и без того менее доходны, чем розничные.

В такой ситуации под вопросом остается то, как рост доли менее доходного корпоративного бизнеса и снижение доли высокодоходного розничного будут соотноситься с необходимостью для банка обслуживать вклады физлиц. привлеченные по высоким ставкам, указывают эксперты.

Валерия Козлова

Вся лента