«Грани» и несколько жизней примы

Татьяна Кузнецова о новом проекте Дианы Вишнёвой в Большом

Диану Вишневу, народную артистку России и приму-балерину Мариинского театра, можно считать символом всего прогрессивного, что имеется в отечественном балете. А поскольку ее представление о передовом балете часто расходится со взглядами художественного руководства Мариинского театра, то балерина, не дожидаясь подходящего репертуара, предпочитает создавать его сама. Благо давным-давно обзавелась дальновидным продюсером Сергеем Даниляном — тем самым, что почти 20 лет назад учредил премию "Божественная", первой обладательницей которой и стала юная Диана. С тех самых пор даниляновское агентство "Ardani Artists" поддерживает любые творческие порывы балерины, спродюсировав в том числе все три ее личных вечера — "Красота в движении", "Диалоги" и "Грани". За первые два Диана Вишнева получила в общей сложности пять "Золотых масок". Нет сомнения, что и "Грани", впервые показанные в ноябре прошлого года в Калифорнии, а сейчас представленные в Большом в качестве российской премьеры, тоже удостоятся номинации. И не одной.

Ее программы утыканы мировыми премьерами, как булка изюмом

Фото: Gene Schiavone

Потому что вечера Дианы Вишневой — не просто демонстрация дарований балерины, интерпретирующей готовый, пусть и отборный репертуар. Ценность ее программ в эксклюзивности: они утыканы мировыми премьерами, как булка изюмом. Ратманский и Ноймайер, Пендлтон и Дуайт ставили балеты специально для нее. "Грани" — свежее пополнение балеринской коллекции. Диане снова удалось поймать двух хореографов с мировыми именами. Руководитель Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо поставил на музыку Денни Эльфмана трио под названием Switch ("Переключение"), в котором вместе с балериной Вишневой танцуют лидеры его собственной труппы — удивительная Бернис Коппьетерс и харизматичный Гаэтан Морлотти. Американка Каролин Карлсон, глава Национального хореографического центра Рубе Нор-Па-де-Кале, некогда обучившая современному танцу всю Францию и Италию, подарила Диане монобалет "Женщина в комнате", поставленный на музыку Джованни Соллимы и Рене Обри. И едва ли эксперты "Золотой маски" оставят без номинаций хореографию таких авторов.

Фото: Gene Schiavone

В полном соответствии с названием программы, новые балеты демонстрируют разные грани балерины Вишневой — и в профессиональном, и в актерском плане. В спектакле Майо она танцует звезду, этуаль, диву — капризную, эгоцентричную, привыкшую манипулировать людьми. Подчеркнуто будничный интерьер — массажная кушетка, мягкое кресло, переносной балетный станок, абажуры по периметру сцены — лишь ярче высвечивает нерядовые коллизии странного любовного треугольника, стороны которого шатки и изменчивы. Героиня Вишневой, неотразимая и бисексуальная, жаждет завладеть обоими партнерами, интригуя, соблазняя, провоцируя и последовательно разрушая их устойчивый союз. Но терпит поражение: в финальном монологе отчаянно одинокая женщина, избавившись от звездных атрибутов — лагерфельдовского платья и пуантов,— пошлет в зал воздушный поцелуй, кроткий и умоляющий о сочувствии.

Балет Каролин Карлсон "Женщина в комнате" вдохновлен фильмами Андрея Тарковского и поэзией его отца, Арсения Тарковского. Грубый стол, лавка, окно, за которым плещет листвой дерево. Босоногая, простоволосая, одетая в просторный халат и тусклое платье женщина вспоминает прошлое — безмятежность детства, женские триумфы, счастье материнства: в этом спектакле Диана с наслаждением проживает несколько жизней. И не боится ни физической некрасивости, ни истовости пластики, ни голых пяток, ни сбитых колен. Ну и какая еще статусная прима нашего отечества на такое способна?

Новая сцена Большого театра. 27, 29 марта (19.00), 30 марта (18.00)

Татьяна Кузнецова

Вся лента