"Angry Birds больше, чем игра"

Кирилл Журенков беседует с одним из создателей бренда Питером Вестербакой

На этой неделе в Москве открылся Всемирный конгресс предпринимателей GEC 2014. Среди его гостей — создатели легендарной игры. О том, почему на Angry Birds подсел весь мир, "Огоньку" рассказал Питер Вестербака

Питер Вестербака (слева) знает, как сделать игру, которая потрясет мир

Фото: Eugene Hoshiko, AP

Мы живем в эпоху "Сердитых птиц": эта популярнейшая игра, где нужно стрелять из рогатки птицами по свиньям, была скачена 2 млрд раз — больше, чем какое-либо другое приложение для соответствующих мобильных платформ. Но из просто игры, пусть и очень популярной, Angry Birds уже превратилась в культурный феномен. Среди поклонников "Сердитых птиц" — премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, писатель Салман Рушди, поп-певец Джастин Бибер... Angry Birds постоянно мелькает в кино (например, в нее играет американский президент в популярном блокбастере "Бросок кобры - 2"), птицы стали официальным талисманом чемпионата мира по хоккею с шайбой - 2012, а на экономическом форуме в Санкт-Петербурге игру неожиданно отметил Дмитрий Медведев. По всему миру с успехом открываются вполне реальные тематические парки, посвященные Angry Birds, успешны и дуэты с другими, не менее популярными "вселенными", например выпущено уже несколько игр о птицах под флагом "Звездных войн". Таким образом, это уже больше, чем просто бизнес, сегодня "Сердитых птиц" можно смело назвать частью поп-культуры.

В преддверии Всемирного конгресса предпринимателей GEC 2014, на который в Москву съехались крупнейшие мировые эксперты и бизнесмены, "Огонек" поговорил о феномене Angry Birds с одним из ее создателей — представителем Rovio Entertainment, так называемым "евангелистом бренда", Питером Вестербакой.

— Питер, вы предполагали, что Angry Birds ждет общемировой успех? И вообще, как появилась эта игра?

— Один из наших дизайнеров, Яакко Иисало, нарисовал персонажей — птиц, которые всем в компании очень понравились. Было решено создать игру именно с этими птицами, хотя первоначально концепция была другой, и вот через несколько месяцев продукт родился.

Что же касается успеха, не думаю, что кто-нибудь мог предсказать такое — 2 млрд скачиваний! А ведь люди считали, что мы не в себе, потому что хотим добиться 100 млн... Однако до Angry Birds мы в Rovio сделали 51 игру и очень хорошо представляли, как это сложно — создать хит. Поэтому, когда появились Angry Birds, решили пойти ва-банк — инвестировать в них столько, сколько сможем. Конечно, сегодня мы не только игровая компания, но работаем во многих сферах — делаем игры, анимацию, потребительские товары, тематические парки, а также немало вкладываем в образование.

— Говорят, один из секретов популярности "Сердитых птиц" в том, что они вышли именно под iPhone. Другими словами, вы оказались в нужное время и в нужном месте. Согласны?

— Конечно, очень существенно то, что она была сделана для сенсорных устройств вроде iPhone от Apple. Но успех — это сочетание множества факторов: отличных персонажей, замечательной игры, хорошего маркетинга...

— А можно ли назвать Angry Birds культурным явлением, допустим, таким же, как "Звездные войны"?

— Да, мы хотим, чтобы Angry Birds стала постоянным элементом поп-культуры. Куда бы вы сегодня ни отправились, вы увидите Angry Birds — в том или ином виде. Так что в любом случае "Сердитые птицы" уже никуда не денутся.

— Многие люди признаются, что буквально подсели на вашу игру. Как удалось создать такую зависимость?

— Очень важно добавлять в игру что-то новое, новые уровни, эпизоды. Если обратиться к опыту Angry Birds, то это и игры, причем самые разные, с использованием тех же персонажей, и анимация, и потребительские товары — все, от маек и газировки до тематических парков.

— А как вообще получилось, что вы вышли за пределы компьютерной игры?

— Мы всегда знали, что Angry Birds больше, чем игра. И смотрели на нее как на бренд и франшизу, так что это было вполне естественным. При этом мы постоянно учимся, как делать различные потребительские товары и услуги лучше.

— И что приносит больше всего дохода?

— По данным за 2012 год, 45 процентов наших продаж пришлось именно на потребительские товары. Существенный вклад в общий бизнес!

— Говорят, вы даже выпустили мультфильмы по мотивам Angry Birds?

— Мы запустили первый анимационный сериал в марте прошлого года, он оказался очень популярным — миллиард просмотров за первые семь месяцев. В планах и в работе еще анимационные сериалы — премьера состоится на канале ToonsTV. Мы также делаем полнометражный анимационный 3D-фильм, который выйдет летом 2016 года, так что ждать еще два года. Это большой проект и будет очень интересно посмотреть, что получится.

— В каких странах Angry Birds особенно популярна? Говорят, от нее просто фанатеет Китай...

— Эта игра для всех возрастов, для мужчин и женщин, и если смотреть на географию, то бренд популярен везде — его знает 93 процента китайцев, девять из десяти американцев. Он очень узнаваем и популярен в России.

— Раз уж вы заговорили о России, у нас здесь что-то планируете?

— Есть несколько компаний в России, которые купили лицензию и производят продукты под брендом Angry Birds. Получается выгодно как для нас, так и для них. И мы также ищем новых партнеров не только в том, что касается потребительских товаров, но и в других сферах, где сможем удивить наших фанатов. Ну, например, делали мероприятие на Красной площади в июне прошлого года для выпускников вузов...

Сегодня запущено сразу несколько проектов, но подробно говорить о них я пока не могу, иначе сюрприза не получится. Однако нас особенно интересует все, что касается тематических парков, хотелось бы открыть подобные парки в самых разных частях России.

Ваша родная Финляндия вырвалась в лидеры высокотехнологичной отрасли мира. Ноу-хау не поделитесь?

— Думаю, что прежде всего это прекрасное образование, у нас фантастические школы. И у нас есть традиция инноваций, есть Linux, MySQL, Nokia... Благодаря подобным ролевым моделям люди понимают, что все возможно. В последнее время в Финляндии возникло множество игровых компаний, они видят: раз у нас все получилось, значит, получится и у них. Так что это комбинация множества факторов, но главный из них — система образования.

— Мы разговариваем с вами в преддверии конгресса предпринимателей, который пройдет в Москве. Как вы относитесь к подобным мероприятиям?

— Они очень важны, у нас, например, есть большой фестиваль стартапов Slush в Хельсинки. Это всегда встречи, возможность увидеть ролевые модели, о чем я уже говорил, понять, что другие люди занимаются тем же, много узнать, вдохновиться.

Беседовал Сергей Мещеряков

Вся лента