"Майдан глубинно расколол украинское общество"

Россия надеется на содействие ООН при расследовании убийств на Майдане. Об этом журналистам заявил представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. О том, как начинался Майдан и во что он вылился, рассуждает журналист Виктор Лошак.

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Один мой одесский знакомый, между прочим, заведующий кафедрой медицинского университета и неплохой русскоязычный поэт, после начала крымских событий решил читать лекции только на украинском и призвал к этому же своих коллег. Предположим, студенты этот его порыв скорректируют и он сменит гнев украинского языка на милость русского, но сам по себе факт – отражение очень сложных и противоречивых процессов, которые идут в здоровой, не инфицированной ни одним из видов национализма части украинского общества.

Приходя со своими рецептами к соседям, нам важно знать, чего хочет средний украинский житель центра и востока страны (именно там сосредоточена большая часть населения и производится львиная доля ВВП), чего он ждет или не ждет от России. Да и вообще, нужны ли ему российские рецепты его собственного будущего.

Очевидно, Майдан глубинно расколол украинское общество, его образованный класс, интеллигенцию. На разного рода митинги вышли те, кто никогда и не подозревал за собой политической активности. От Украины безмятежной до мятежной оказался один шаг. И сейчас здесь вспоминают, что Майдан довольно мирно начала киевская интеллигенция, а уж потом "эстафету огня" подхватил "Правый сектор" — националисты.

Но что бы и кто не думал, ни политически, ни физически люди не собираются расставаться со своей родной страной: поток беженцев – это наш очередной телемиф; максимум, на что претендуют восточный и юго-восточные области страны – это большая самостоятельность, федерализация. Даже российский флаг – это скорее символ несогласия с националистами, а не стремление в Россию.

Надо понимать: на русскоязычном востоке и юге нет никого, кроме полных уже маргиналов, кто мог бы поддержать любой вариант военной акции в Крым. В этом случае мы превратили бы сотни тысяч симпатизирующих России в ее недоброжелателей. Именно недоброжелателей России, потому что украинский обыватель не отделяет московских ястребов от голубей.

Переход наших политических маневров в военные был бы очень выгоден новой украинской власти. И не только потому, что консолидирует Запад вокруг Украины, позволит ему закрыть глаза на отмороженных националистов и антисемитов, пришедших к власти. Случись такая акция, и она снимет законные вопросы победителей к тем, кто плодами победы воспользовался.

Разве Майдан не выступал против обогащения узкого круга, против замены законов бизнеса воровскими понятиями? Как же получается, что в ключевых областях – Донецкой, Днепропетровской, Одесской – людей из этого круга назначили губернаторами?

Да, в мирных обстоятельствах "Украина – не Россия", но случись конфликт – это будет война внутри одного тела. Что невозможно ни физически, ни политически.

Вся лента