Танец с флешбэками

Татьяна Кузнецова о премьере «Дамы с камелиями» в Большом театре

Большой театр подготовил премьеру одного из главных кассовых хитов ХХ века — трехактного балета "Дама с камелиями", поставленного Джоном Ноймайером в 1978 году на сборную музыку Фредерика Шопена. В те далекие времена еще не ставший живым классиком худрук Гамбургского балета деятельно воспитывал свою публику, приученную всей историей немецкого танца к концептуальным жестам и авангардным одноактным опусам. Это теперь немцы вместе с прилетающими со всех концов мира фанатами Ноймайера готовы затаив дыхание просиживать по пять-шесть часов кряду на фундаментальных гала Гамбургского балета, венчающих каждый сезон. А 36 лет назад фирменный ноймайеровский балет — трехактный, повествовательный, костюмно-аксессуарный, с неторопливым течением, психологической детализацией и обилием персонажей — был настоящей диковинкой.

Но к хорошему привыкают быстро — "Дама с камелиями" стала всеобщей любимицей вскоре после своего рождения. Ее обожает публика, директора театров, радующиеся обеспеченным аншлагам, а главное — балерины, готовые вымаливать у придирчивого Ноймайера право станцевать роль трогательной чахоточной куртизанки хотя бы в виде дуэта на сборном гала. Сам балет стал достоянием многих первоклассных трупп: он слишком многолюден и роскошен, чтобы его могла позволить себе какая-нибудь второстепенная компания.

"Дама с камелиями" в исполении труппы «Гамбург-балета» на сцене Михайловского театра, 2012 год

Фото: Виктор Васильев, Коммерсантъ

Хореограф Ноймайер выстроил свой спектакль в виде серии флешбэков: каждое действие начинается сценой распродажи имущества покойной Маргариты — в пустеющей комнате Арман Дюваль, рыдая в объятиях отцах, вспоминает историю своей любви. Композиционно балет покоится на трех гигантских, контрастных по психологическому состоянию дуэтах главных героев; вокруг них концентрируются массовые сцены — спектакль в парижском Варьете, маскарад в особняке героини, пикник в ее загородном поместье, скандальный бал с истерикой Армана, скорбная прогулка по Елисейским Полям. К персонажам романа Дюма-сына хореограф добавил побочную линию: Маргарите то и дело мерещится Манон Леско, историю которой разыгрывают артисты на спектакле в Варьете: с этой куртизанкой XVIII века она отождествляет себя.

Такой пиетет обнадеживает

Инициатором постановки знаменитого балета в Большом стал Сергей Филин. Готовясь к штурму "Дамы с камелиями", театр выставил свои лучшие силы: даже во второстепенных ролях заняты ведущие солисты. Сомнений относительно Маргариты нет: главную роль на премьере исполнит, конечно, Светлана Захарова — слишком свежо воспоминание о недавнем "Онегине", в котором балерину отправили во второй состав, после чего гендиректор Большого Анатолий Иксанов не продержался на своей должности и десяти дней. Говорят, нашей приме выпишут достойного кавалера из Гамбурга — ее Арманом будет ноймайеровский премьер Эдвин Ревазов. В очередь за ними выстроилась целая череда парижских любовников: роль любительницы камелий осваивает и аристократичная Ольга Смирнова, и неизменно очаровательная Евгения Образцова, и хорошо зарекомендовавшая себя в современном репертуаре Анна Окунева. Арманы тоже писаные красавцы: Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Артемий Беляков. Безукоризненно отточенного премьера Чудина вместе с мужественным Русланом Скворцовым определили в кавалеры де Грие, в несчастную Манон перевоплотятся статная прима Екатерина Шипулина и обычно жизнерадостная Анна Тихомирова. Учитывая длинный перечень персонажей балета, список известных артистов мог бы занять весь анонс.

"Дама с камелиями" в постановке Джона Ноймайера на сцене Государственного академического Большого театра

Фото: пресс-служба ГАБТ

Такой пиетет к "Даме с камелиями" обнадеживает: в памяти нынешнего поколения балетоманов еще свежо воспоминание о казусе "Сна в летнюю ночь", поставленного в Большом в 2004 году: тогда для спектакля Ноймайера не нашлось солистов даже на полноценный состав — выручили коллеги из Гамбурга. Теперь этой проблемы нет, спектакль готовится с любовной тщательностью — за десять прошедших лет в сердцах российской публики и артистов германский классик балетного психологизма с успехом заменил классиков советских, драматические балеты которых давно исчезли с московских сцен.

Большой театр, 20, 21, 22, 25 марта, 19.00, 23 марта, 18.00

Вся лента