Анна Нетребко столкнулась с профсоюзами

Анна Нетребко дебютировала в «Манон Леско» Пуччини на сцене римского Teatro dell Opera. Кассовое оперное событие чуть было не сорвалось по вине профсоюзных работников.

Оперная певица Анна Нетребко

Фото: BOSCO Media

Анна Нетребко, прилетевшая в Рим практически с сочинской Олимпиады, все оставшееся время так сосредоточенно работала над ролью, что отменила все интервью. Тем не менее известно, почему она согласилась на ангажемент Римской оперы — театра пусть столичного, но даже в масштабах Италии не претендующего на значение первостепенной оперной площадки.

Во-первых, ей очень хотелось впервые в своей карьере спеть Манон. Не Манон из одноименной оперы Жюля Массне, в которой она пела многократно, а именно главную героиню «Манон Леско» Пуччини, композитора совсем другого склада. Играет и эту Манон, правда, певица примерно так же: игривой, обаятельной, по-кошачьи потягивающейся и очаровательно страдающей. Но, судя по восторгам публики, римской аудитории итальянская Манон все-таки ближе, чем французская.

Второй причиной был, конечно, Риккардо Мути, с которым раньше Анне Нетребко работать не доводилось. Вердианец до мозга костей, Мути нечасто берется за Пуччини. До нынешней премьеры он дирижировал «Манон» только в 1998 году в «Ла Скала». Кроме русской примадонны, с которой, как пишет пресса, у него теперь «дружба навек», у пожизненного художественного руководителя Римской оперы было еще одно основание для особого отношения к этому спектаклю. Нынешнюю постановку «Манон Леско» осуществила его дочь, Кьяра Мути. Эта третья и, как кажется, самая удачная работа молодого оперного режиссера. Выбрав в качестве ключевой метафоры образ пустыни, на фоне которой разворачивается вес спектакль, режиссер, по ее словам, стремилась показать «пустыню души». И в этом контексте дворец Жеронта во втором акте тоже видится замком на песке. Переносить действие оперы из XVIII века в современность постановщица не стала принципиально: по ее словам, в отрыве от эпохи аббата Прево Манон превращается из сложного и трагического персонажа в банальную разбитную содержанку.

Денежный вопрос, сгубивший любовь Манон и шевалье де Грие, чуть было не погубил и нынешнюю премьеру. Римские меломаны до последнего не знали, не будет ли всеми ожидаемое событие (билеты на «Манон Леско» были распроданы еще в ноябре) отменено из-за забастовки техперсонала театра. Более того, вечером накануне премьеры отчаявшийся шеф пресс-службы Римской оперы разослал журналистам сообщения о том, что, мол, «кина не будет». Соответствующие статьи успели разойтись по СМИ.

Положение спасла только прямая угроза мэра Рима в адрес беспокойного театра, где только за последние два месяца из-за забастовок уже были отменены оперная премьера и симфонический концерт, а анонсированное «Лебединое озеро» со Светланой Захаровой прошло под фонограмму и соответственно без российской звезды. Впрочем, доводы профсоюзов, связанные с финансовыми проблемами театра, должны быть понятны мэру, который как раз в день премьеры пригрозил «заблокировать» столицу Италии (то есть отключить службы коммуникации), если центральное правительство не решит финансовые проблемы Рима.

Елена Пушкарская

Вся лента