АвтоВАЗ погружается в кризис

Продажи завода упали на 19%

Продажи АвтоВАЗа продолжают падать. По итогам февраля реализация Lada на внутреннем рынке снизилась на 19,4%, а с учетом экспорта упала на 21,3%. Меньше завод продавал только в посткризисном 2010 году. Низкие продажи вынудили АвтоВАЗ в очередной раз приостановить производство.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Продажи АвтоВАЗа на внутреннем рынке в феврале по сравнению аналогичным периодом прошлого года упали на 19,4%, до 30,9 тыс. машин, сообщил автозавод. С учетом экспорта падение оказалось более существенным: реализация автомобилей Lada сократилась на 21,3%, до 34,3 тыс. машин, а сами продажи за рубежом упали на 49,5%, до 3,3 тыс. автомобилей. За два месяца АвтоВАЗ продал на внутреннем рынке 54,5 тыс. машин, на 18,5% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.

Единственной моделью, показавшей положительную динамику, стала Lada Largus, реализация которой выросла в феврале на треть — до 5,5 тыс. автомобилей. Наибольшим спросом в прошлом традиционно пользовалась Lada Granta, хотя ее продажи упали на 7,6%, до 11,3 тыс. машин. Реализация Kalina сократилась на 13,5%, до 6,2 тыс. автомобилей, Priora — на 37,2%, до 4,1 тыс. машин, а Lada 4x4 — на 11,9%, до 3,1 тыс. машин.

Продажи АвтоВАЗа снижаются с марта 2013 года вслед за падением всего рынка. По итогам 2013 года они сократились на 15,1%, до 456,3 тыс. машин. Компания традиционно объясняет негативные результаты плохой рыночной конъюнктурой и проблемами с логистикой и поставщиками. Вчера в АвтоВАЗе на запрос “Ъ” не ответили.

Нынешний год завод начал с антирекордов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе завод продал всего 23,6 тыс. автомобилей, на 21% меньше, чем в начале 2013 года — при этом сам АвтоВАЗ впервые за долгое время даже не публиковал итоги месячных продаж. Январские и февральские результаты компании оказались самыми низкими за последние четыре года, меньше завод продавал только в 2010 году. Тогда на складах предприятия скопился запас нереализованных автомобилей, а спасла ситуацию только госпрограмма утилизации, которая стартовала в марте 2010 года.

Негативные результаты января стали причиной очередной временной остановки производства. В конце февраля завод на пять дней приостановил выпуск Kalina и Granta из-за значительного падения спроса на автомобили. Также на три дня было остановлено производство Lada 4x4. Аналогичные меры АвтоВАЗ проводил в конце прошлого года, остановив в конце ноября на неделю выпуск Kalina и Granta, а затем в декабре на три недели снова прекратив их производство.

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», падение продаж Granta связано с перенасыщением рынка и его падением. В прошлом году рынок рос, а модель еще была довольно свежей, сейчас ее можно легко купить, но общеэкономические факторы этому не способствуют, говорит господин Беспалов. При этом, полагает аналитик, в 2014 году продажи АвтоВАЗа улучшатся по мере увеличения производства новых моделей (Largus, Granta, Kalina).

Почему новые модели пока не помогли АвтоВАЗу удержать долю рынка

Как стало известно в марте, в 2015 году на смену Lada Priora придет новая бюджетная модель Lada Vesta. Обновление модельного ряда АвтоВАЗ активно ведет с 2011 года и до 2020 года намерен вложить в это 180 млрд руб. Но пока это не помогло заводу удержать долю рынка: в прошлом году она упала до 16,4%. По мнению экспертов, объемы выпуска новых моделей не позволяют нивелировать падение спроса на устаревшие модели Lada. Читайте подробнее

Роман Кондратьев

Вся лента