Синьор помидор

Ольга Волкова о Dyscophus antongilii

Волшебное место, должно быть, остров Мадагаскар — там живут, например, лемуры, и одного этого уже совершенно достаточно для счастья. А ведь там помимо лемуров есть еще и помидоры с глазами; да, у нас у самих в Рязани вроде бы есть грибы с глазами, но все же помидоры — это как-то совсем удивительно. К тому же кто их видел, эти рязанские грибы? А мадагаскарские помидоры можно не только увидеть, но еще и купить (рублей так за 800), посадить в террариум и наблюдать за их незатейливым бытом. Потому что данный помидор, он же томатный узкорот, он же вообще Dyscophus antongilii — это такая прехорошенькая лягушечка ярко-красного (а иногда оранжевого или желтого) цвета, и правда очень похожая на помидор, только с лапками и огромными печальными золотыми глазами. И довольно маленьким ртом — в смысле, маленьким для лягушки, недаром помидоры относятся к узкоротам. Впрочем, и всю эту лягушку не назовешь гигантской — мальчики у этого вида вырастают сантиметров до шести, дамы посолиднее, эти бывают даже десятисантиметровыми. К тому же помидоры женского пола куда помидорнее своих мужчин, которые не только мельче, но и цветом значительно тусклее. Впрочем, пол, если вы не специалист, получится определить только у взрослой лягушки; пока помидорка не вырастет, никто так и не будет знать, М она или Ж. И какого она будет цвета — насыщенно-помидорного, желтоватого, оранжевого, или в золотистую крапинку. Словом, хотите красную лягушку — берите несколько юных помидорок, кто-то непременно окажется вполне томатным. Боитесь, что ваши питомцы начнут с пулеметной скоростью метать икру и плодить мириады новых помидоров? Не тревожьтесь: в наших краях найдется не больше пары умельцев, которым под силу уговорить узкоротов размножаться в неволе, лягушкам для этого надо создать столько условий, что просто уму непостижимо.

Фото: PhotoXpress

Красные помидорки очень декоративны, однако, к сожалению, любоваться ими с утра до вечера не получится: эти лягушки, убежденные приверженцы ночного образа жизни, проводят дни, куда-нибудь закопавшись. Они прекрасно умеют (и очень любят) рыть — поэтому подстилка-субстрат в их террариуме должна насыпаться довольно толстым, сантиметров в шесть, слоем. И только вечером, осторожно проверив, нет ли в окрестностях чего опасного, эти дивные существа вылезают на поверхность. Поэтому заводить их имеет смысл человеку, тоже ведущему ночной и желательно не слишком буйный образ жизни — в помидорной компании будет совершенно счастлив, например, тихий компьютерный гений. Ночь, все спят, он чего-то там программирует — а тут из грунта откапываются его верные помидорки. Он на них смотрит, они на него сморят — и всем хорошо. Если, конечно, гениальный компьютерщик не забудет их покормить.

А вот в доме, где есть дети, помидоры вряд ли уместны: ребенок непременно пожелает откопать спрятавшуюся от него красотищу, а лягушке все это крайне неприятно и даже вредно. Да и ребенку неполезно — в случае опасности кожа помидорок выделяет липкое и довольно ядовитое вещество. Для человека оно не опасно (если у него нет аллергии, но аллергику все опасно), но все же после контакта с лягушкой не стоит тереть глаза и совать пальцы в рот, будет сильно жечь, как от перца. А всяким мелким хищникам, желающим полакомиться помидорами, грозят крупные неприятности — так, эта липкая субстанция может склеить змеиную пасть, причем так надежно, что иная малахольная змейка вообще никогда не расклеится. И что самое обидное — этот кожный секрет опасен и для самих помидорок, поэтому воду в их емкости для купания нужно менять каждый день, а если лягушек у вас много, то и чаще. Ведь вода смывает с их кожи токсичный секрет и тоже становится ядовитой. И еще — купалка не должна быть слишком глубокой: перестав быть головастиками, помидорки перестают быть и отличными пловцами — не то чтобы они утонули (впрочем, есть мнение, что могут и утонуть), но и нырять с головой им тоже уже ни к чему.

Помимо токсичного секрета, есть у этих, да и у многих других, лягушек еще одно средство отпугивания врагов — они умеют раздуваться, приподниматься на лапках, опускать голову и страшно набычиваться. Причем некоторые особо талантливые экземпляры при этом увеличиваются в два раза. Тут, конечно, любой хищник призадумается — а надо ему есть этот здоровенный красный шар или лучше поискать кого-то не столь строптивого?

Что касается компании, то лягушкам она не нужна. Им не особо интересны даже другие лягушки, ни играть, ни драться, ни как-то еще друг с другом общаться они не намерены, ну разве что в редкие минуты интимной близости. Это я к тому, что от одиночества помидоры не страдают, для счастья им абсолютно достаточно увлажненной, но не мокрой, подстилки, которую вам придется пару раз в день опрыскивать водой, ванночки-купалки, нескольких кусков коры для укрытия, пары широколистных растений для красоты и создания атмосферы джунглей (лягушка цветы не попортит, помидорки зеленью не интересуются), а также ультрафиолетовой лампы и, конечно, еды. Кормят взрослых помидорок через день (а юных — ежедневно), а угощают их сверчками, дождевым червями, гусеницами, мелкими тараканами и прочим живым кормом, только не жестким — мучные черви не годятся. Непременно нужна лягушкам и специальная минерально-кальциевая подкормка, которой можно обсыпать несчастного сверчка, потому что иначе в лягушку витамины не засунуть. А если вам сверчка и червячка жалко, тогда лучше помидорку вообще не заводить — на кусочках мяса она не продержится, потому что ест только то, что шевелится, такая уж она охотница. И если в террариум попадет особо умный червяк, который сообразит вести себя тихо, бедный помидор может его и вовсе не заметить. И будет он печально бродить по террариуму в поисках пищи; кстати, если лягушка выходит днем и грустно заглядывает во все углы — значит, вы ее недокармливаете, хорошо бы прибавить сверчка-другого.

Мы для них — всего лишь крупные движущиеся объекты, от которых лучше держаться подальше. Поэтому никакой нежной дружбы между помидоркой и ее хозяином быть не может — и не думайте, что ей нравится, когда вы берете ее в руки и принимаетесь щекотать ей шейку и делать прочие глупости. Лягушке все это крайне неприятно хотя бы потому, что мы для нее слишком горячие: хоть она и с Мадагаскара, однако избыток тепла переносит очень плохо. Вот и воду в их купалки надо наливать прохладную, такую, чтобы она нам казалась холодной, тогда помидорке будет комфортно. А вообще, прежде чем приласкать лягушку, подумайте — а вам было бы хорошо, если бы вас поймали добрые слоны и принялись ногами чесать вам животик? Вот и оставьте малышку в покое.

Развлечь ее, пустив поплавать в ванну,— идея добрая, но очень вредная: для помидорки это стресс, да и пловец она неважный. Пустить ее погулять по дому — затея совсем плохая: помидор постарается удрать, а удрав, он быстро умрет, потому что в сухом квартирном воздухе высохнет буквально за сутки. И через какое-то время вы найдете отлично высушенную помидорку, а это совсем не смешно. Лучше бы она, конечно, не убегала — и зачем она это сделала? Ведь в природе эти лягушки не демонстрируют особой тяги к путешествиям, сидят себе смирно на одном месте и ждут, когда мимо пройдет еда. Быстрое "ам!" — и еды нет, а лягушка продолжает тихо сидеть в засаде.

Опасны для помидорки и прямые солнечные лучи — они угробят ее буквально за полчаса. Вредны ей и сильные сквозняки — а кому они полезны? Ну а в остальном эта лягушка вполне неприхотлива и ее содержание по силам любому взрослому человеку, способному смириться с тем, что чем меньше эту лягушечку тормошить, тем счастливее она будет и тем дольше проживет. А живут они, бывает, лет до десяти, что для такой красненькой фитюльки очень даже неплохо.

Как известно, лягушки умеют чудесно петь. Поют и помидорки, однако не сказать чтобы они были особо одарены в вокальном плане. Их песня, как сказал один неромантичный владелец, больше всего напоминает слегка приглушенное пуканье; ну а на Мадагаскаре считают, что эта лягушка произносит "сангонгон" (говорят, именно так помидоры называются на своей исторической родине). Словом, особо сладкоголосыми этих лягушек не назовешь; впрочем, это не страшно, ведь поют у них, во-первых, только самцы, во-вторых, поют они негромко, а в-третьих, происходит это нечасто, только если хочется жениться или перед дождем. И еще грозное кудахтанье издает гордый самец, которого другой самец ошибочно принял за даму и пытается произвести с ним соответствующие действия — высоконравственные помидоры такого не терпят, они принимаются гневно вопить что-то типа: "Я не такой! Пошел вон, негодяй!"

Часто менять воду, не забывать кормить и изредка чистить террариум — вот и все заботы, которых ждет от людей маленькая лягушка-помидор. Вы ночной человек, хотите, чтобы рядом был кто-то живой, но сова, лемур или жена кажутся вам чрезмерными? Тогда отправляйтесь на сайт www.zooservis.ru — там попадаются и помидоры, и люди, способные в подробностях рассказать, как вам осчастливить маленькую красную лягушку.

Ольга Волкова

Вся лента