Главные классические концерты марта

Выбор Сергея Ходнева

Бетховен и Шенберг от Госоркестра

Владимир Юровский

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Не спешите пожимать плечами, увидев на афише этого концерта: "Бетховен. Симфония N9". Все вовсе не так уж прямолинейно, и очередная программа Владимира Юровского и Госоркестра имени Светланова на самом деле, как обычно, в кураторском смысле не лишена затейливости. Тон в концерте явно будет задавать не столько привычное ликование оды "К радости", сколько тематика фатума и трагизма, как частного, так и историко-политического. Во-первых, как не вспомнить известное поверье о "проклятии Девятой симфонии" — мол, и у Бетховена Девятая стала последней, и Брукнер с Малером, хотя и старались обмануть рок, намеренно запутывая нумерацию своих симфоний, тоже пресловутого проклятия не избегли. И именно в оркестровке Малера бетховенская Девятая прозвучит в концерте. О "проклятии Девятой" впервые заговорил в 1912 году не кто иной, как Арнольд Шенберг,— и его музыку Владимир Юровский тоже включил в программу. Только это будет не что-то из произведений 1910-х годов, а опус 1948 года: кантата "Уцелевший из Варшавы", посвященная жертвам холокоста.

Большой зал консерватории, 9 марта, 19.00


"Интеллектуальная опера: за гранью воображения" на фестивале "Опера априори"

Илдико Комлоши

Фото: AP

Новый фестиваль "Опера априори", открывшийся Генделем, Вивальди и Моцартом в исполнении Юлии Лежневой, продолжится экскурсией на территорию более современного репертуара. Отчасти даже не просто современного, а почти что сегодняшнего. Одна из двух одноактных опер, которые прозвучат в этот вечер, написана пять лет назад. Это "Черный монах" Алексея Курбатова, молодого пианиста и композитора, в послужном списке которого несколько симфоний, концертов и симфонических поэм, но широкому слушателю, вероятно, самым шумным его успехом должна представляться оркестровка мюзикла "Граф Орлов". "Черный монах" окажется в достойной, хотя и крайне обязывающей компании, поскольку второй опус программы — ни много ни мало "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока. За пульт Московского государственного академического симфонического оркестра встанет дирижер Большого Павел Сорокин, а на главные партии в опере Бартока приглашены их эталонные исполнители — сопрано Илдико Комлоши и бас Балинт Сабо.


Большой зал консерватории, 16 марта, 19.00


Теодор Гушльбауэр и БСО имени Чайковского

Теодор Гушльбауэр

Фото: DIOMEDIA

Большой симфонический оркестр имени Чайковского предпринимает несколько неожиданный для своей постоянной московской публики эксперимент. То есть Бетховен, который прозвучит во втором отделении, конечно, никакого сюрприза не представляет (хотя все-таки стоит отметить, что это не Третья, Пятая или Седьмая, а менее шлягерная Четвертая симфония). Как и предлагаемая концертом венская тема: в конце концов, и у маэстро Владимира Федосеева, и у его оркестра с Австрией давние связи. Но рядом с венским классиком в программе стоят нововенцы — "Три пьесы для оркестра" Берга, "Пассакалия" Веберна, поздние "Тема и вариации для симфонического оркестра" Шенберга. Эту программу готовит с оркестром приглашенный дирижер, опять-таки уроженец Вены — заслуженный маэстро Теодор Гушльбауэр, ученик Ганса Сваровски и Герберта фон Караяна, многолетний руководитель линцского Брукнер-оркестра и признанный специалист по австро-немецкому репертуару.

Большой зал консерватории, 21 марта, 19.00


V фестиваль Мстислава Ростроповича

Philharmonia Orchestra под управлением Эсы-Пекки Салонена

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Фестиваль Мстислава Ростроповича держит планку — за десять дней в Москве выступят четыре европейских оркестра первого ранга. Включая, например, Филармонический оркестр Радио Франции, который даст два концерта с маэстро Мюнг-Вун Чунгом (30 и 31 марта). Российские коллективы в программе десятидневного фестиваля представлены Российским национальным оркестром (с Михаилом Плетневым не только за дирижерским пультом, но и за роялем). Открывать же фестиваль поручено лондонскому Philharmonia Orchestra под управлением Эсы-Пекки Салонена. В программе первого их концерта — симфонии Бетховена и Сибелиуса (Третья и Пятая соответственно), второй будет целиком посвящен Шостаковичу. Обещана сенсация в виде российской премьеры неоконченной оперы Шостаковича "Оранго". Оперу-буфф заказал композитору в 1932 году Большой театр. Рассчитывали, что сатирическое произведение "о росте человека в процессе социалистического строительства" украсит празднование 15-летия Октябрьской революции, а к работе над либретто (замысел которого парадоксально напоминает "Собачье сердце" Булгакова) привлекли Алексея Толстого. Но либретто не поспело в срок, юбилей революции прошел без премьеры, и неоконченная рукопись партитуры надолго оказалась на архивной полке — ее обнаружили только десять лет назад.

Большой зал консерватории, с 27 марта


"Чужестранка" Винченцо Беллини

Патриция Чофи

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Таинственная дама под покрывалом, уединенно живущая в бретонской глуши где-то в конце XII столетия, смущает умы и души местного населения. Некий страшный секрет, брошенная невеста, дуэль, судилище, самоубийство — на драматические ситуации либреттист не скупится. В конце концов выясняется, что незнакомка — брошенная жена короля Франции Филиппа II Августа, которая рассчитывает вернуть себе трон. Оперу Беллини "Чужестранка", в забавном соответствии с ее названием, в Москве никогда прежде не слышали. Москва, впрочем, не одинока — "Чужестранка" вообще до поры до времени, казалось, навсегда прописалась в числе забытых раритетов оперы бельканто, хотя в свое время, после премьеры в Ла Скала в 1829 году, ее по всей Европе принимали с триумфом. Возвращение "Чужестранки" на сцену, и концертную, и театральную, началось лишь недавно. В Москве главные партии в опере споют молодой южнокорейский тенор Джи Мин Парк и итальянская сопрано Патриция Чофи, известная столичной публике, в частности, по концертному исполнению еще одной оперы Беллини — "Капулетти и Монтекки".

Концертный зал имени Чайковского, 29 марта, 19.00

Вся лента