Час Базеля пробил

Банки начали отчитываться по новым требованиям к капиталу

В конце прошлой недели российские банки впервые массово отчитались в соответствии новым требованиям к достаточности капитала по "Базелю-3". Нарушений крайне мало — как и попыток их скрыть.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

С 1 февраля отчетность банков по обязательным нормативам (форма 135) включает не один показатель достаточности капитала, как раньше, а три. Кроме достаточности общего капитала (минимум 10%), рассчитывается достаточность двух его составляющих — базового и основного капиталов (минимум 5% и 5,5% соответственно). В надзорных целях теперь будут использоваться все три значения. Впрочем, как показало первое же раскрытие новых показателей, сколько-нибудь заметного роста количества санкций к банкам в связи с переходом на "Базель-3" не предвидится. Как и предполагалось, большинство игроков с новыми требованиями справились.

Из 872 банков, дававших ЦБ согласие на раскрытие 135-й формы (а это 872 банка из 896), в январе нарушали новые требования только 5 игроков. Два случая очевидны: санированный Эллипс-банк (при санации нарушать нормативы можно) и "Мой банк. Ипотека" (его лицензия после объявленной недавно передачи вкладов и активов здоровому игроку будет, скорее всего, отозвана). Среди прочих нарушителей — "Банкирский дом" (нарушение на отчетную и на одну внутримесячную дату), "РЕСО Кредит" (нарушение на одну внутримесячную дату) и "Стратегия" (нарушение на несколько внутримесячных дат). В "Банкирском доме" прокомментировать ситуацию не смогли. В "РЕСО Кредите" уверяют, что нарушение техническое. "Норматив нарушили 9 января — один из корпоративных клиентов незапланированно получил на валютный корсчет банка в госбанке крупную сумму в долларах США,— пояснил глава совета директоров "РЕСО Кредита" Андрей Савельев.— Банк узнал об этом на следующее утро и сразу устранил нарушение. ЦБ был проинформирован, вопросов ситуация не вызвала". В "Стратегии" говорят о техническом нарушении из-за "изменения методики расчета норматива с 1 января". Впрочем, до 1 января промежуточные нормативы банки в надзорных целях вообще не считали.

Кроме игроков, прямо нарушивших нормативы, есть те, кто не нарушил, но приблизился к минимальной планке — опустился ниже так называемого триггера: по базовому капиталу он установлен на уровне 5,5%. Таких банков — шесть, два — достаточно крупных. Это "Траст", Новикомбанк, Гринфилдбанк, "Первомайский", "Огни Москвы" и "Клиентский".

Если бы дело происходило в более развитой банковской системе, последствием срабатывания триггера могли бы стать принудительная конвертация части гибридного капитала в акции или попросту списание долга перед субординированными кредиторами. В РФ столь серьезных последствий для банков не будет: из-за нераспространенности сложных инструментов конвертировать попросту нечего. "При имеющейся структуре и источниках формирования капитала у банка не возникает обязанности конвертировать привлеченные субординированные кредиты в акции. Все нормативы соблюдаются",— заявили в Новикомбанке. "Триггер срабатывает в случае, если в источники основного капитала включаются субординированные займы без ограничения срока действия или заключенные на срок 50 лет и более",— пояснил начальник казначейства банка "Первомайский" Александр Семенов. "Это триггер для субордината, который включается в расчет основного капитала, а у нас такого нет",— отметили и в "Трасте". Схожий ответ дали в "Огнях Москвы".

Хотя банки должны отмечать случаи срабатывания триггера, делают это не все — по разным причинам. В банке "Клиентский", например, указали, что осуществляют расчет нормативов "в процентах с одним знаком после запятой (округление осуществляется по математическим правилам)". Так, при округлении достаточности базового капитала с 5,48% до 5,5% триггер не срабатывает. Еще в одном банке нераскрытие данных о срабатывании триггера объяснили особенностями работы программы "Клико" (для передачи данных в ЦБ). Не все банкиры разделяют данную точку зрения. "Ошибка программы, если она была, отразилась бы у всех банков, но этого не произошло",— говорит главбух Нордеа-банка Татьяна Шарова. "Банки, бывает, ошибаются, кто-то пользуется неразберихой, потом ситуация выправляется, и в российских условиях показанный результат более чем приемлем",— считает топ-менеджер крупного банка.

Светлана Дементьева, Валерия Козлова, Дмитрий Ладыгин

Вся лента