Энергетический обмен

Россия исторически является самым крупным партнером Евросоюза в области энергетики. Продажи энергоносителей странам ЕС начались еще в 1960-е годы, и сейчас РФ поставляет европейским потребителям около 36% импортируемого газа, 31% нефти и 30% угля. В свою очередь, на Европу приходится 80% от общего объема экспортируемой российской нефти, 70% — газа и 50% — угля. Традиционная «привязанность» сторон друг к другу не позволит им отказаться от сотрудничества. Однако если Москва и Брюссель в ближайшее время не придут к компромиссу по целому ряду конфликтных вопросов, это может серьезно изменить весь энергетический рынок и привести к затяжным судебным разбирательствам.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ориентирование по «дорожной карте»

Нынешний уровень отношений между Россией и Евросоюзом в сфере ТЭКа требует не только долгосрочных корпоративных соглашений, но и общей стратегии сторон на государственном уровне. С 2000 года сотрудничество ведется в рамках энергодиалога Россия—ЕС. Консультации ведутся не только на высшем уровне, но и между государством и бизнесом. Специально для этого были созданы тематические группы по энергетическим рынкам и стратегиям, энергоэффективности и инновациям, электроэнергетике, атомной энергетике, а также консультативный совет по газу. Для долгосрочного прогнозирования дальнейшего развития отношений стороны создали «Дорожную карту сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года».

Одна из наиболее горячих тем в отношениях между Россией и Евросоюзом в последние годы — сотрудничество в газовой сфере. Поставки на рынок стран Европы обеспечивают более 50% выручки «Газпрома», а для многих европейских потребителей «Газпром» является единственным поставщиком. Но, несмотря на то что Москва и Брюссель ориентируются на единый энергетический рынок, взгляды партнеров на него зачастую оказываются диаметрально противоположными. Если в понимании Европы рынок газа и других энергоресурсов должен быть максимально либерализованным и конкурентным, то для России приоритетами являются надежность поставок, сохранение контроля над ними и доступ к «последней миле продажи», то есть к конечным потребителям в ЕС.

Обеим сторонам необходимо достичь прогресса по правовым рамкам, в частности по Третьему энергетическому пакету и Энергетической хартии. По вопросу Энергетической хартии, которую Россия подписала, но не ратифицировала, РФ, как ожидается, разъяснит свою позицию на следующей встрече на уровне министров в Казахстане, которая состоится в ноябре 2014 года. Что касается Третьего энергопакета, Москву не устраивают те его нормы, которые предполагают разделение компаний по видам деятельности: поставки и транспортировка. В зависимости от выбранной странами ЕС альтернативы в своем законодательстве «Газпрому» придется или отказаться от владения газовыми магистралями в ЕС, или реорганизовать свою деятельность. Он же является исторически монопольным оператором этих магистралей, а их строительство — одним из основных пунктов затрат компании. В ближайшие месяцы стороны должны решить сразу несколько вопросов, касающихся сотрудничества в газовой сфере, которые в значительной степени определят дальнейшие отношения между Россией и ЕС.

Игры в монополию

Прежде всего речь идет об антимонопольном расследовании в отношении «Газпрома», статусе газопровода South Stream («Южный поток») и доступе к Opal — отводу от Nord Stream («Северный поток»). Противостояние по этим вопросам идет уже не первый год. В 2011 году Еврокомиссия провела обыски в офисах «Газпрома», подозревая монополию в нарушениях на рынках Центральной и Восточной Европы. Спустя год Еврокомиссия начала официальное расследование действий «Газпрома», которые, по мнению чиновников, могут препятствовать конкуренции на рынке газа в Центральной и Восточной Европе. В частности, в Брюсселе подозревает компанию в разделении рынков газа и затруднении свободных поставок в ЕС, препятствовании диверсификации поставок, а также в установлении несправедливых цен для своих клиентов в привязке к ценам на нефть. Уже несколько лет европейские клиенты компании настаивают на добавлении в формулу цены спотовой составляющей, которая бы отражала рыночные котировки газа. Однако, по мнению «Газпрома», это дестабилизирует ситуацию и влечет неконтролируемые резкие скачки стоимости газа. На рынке Восточной Европы, где «Газпром» остается единственным поставщиком, компания принципиально не вводит спотовую составляющую. В связи с этим Россия и ЕС пока не могут сблизить свои позиции по этому вопросу. Это значит, что «Газпром» уже в ближайшие месяцы может получить официальные претензии.

Ранее «Газпром» представил Еврокомиссии ответы на запросы в рамках антимонопольного расследования, а также предложил его прекратить. В начале февраля еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния сообщил: Брюссель считает «хорошими» ответы, касающиеся запрета на реэкспорт российского газа и препятствования конкурентам. Однако он признал, что остались большие разногласия по поводу ценообразования: «По вопросу цены мы пока не получили необходимых разъяснений,— отметил господин Альмуния.— Мы продолжаем работу по подготовке заявления о претензиях». Господин Альмуния уточнил, что комиссия в целом не возражает против использования «Газпромом» в долгосрочных контрактах нефтяной привязки и что главная проблема состоит в огромном расхождении в ценах для различных клиентов в Европе: западные страны часто платят намного меньше, чем некоторые соседи России.

В Европу — двумя потоками

Еще один острый вопрос — строительство газопровода South Stream из России на юг Европы. Его стоимость оценивается в €16,5 млрд, из которых на морскую часть приходится €10 млрд. Ввод в строй запланирован на декабрь 2015 года (прокачка — 15,75 млрд кубометров в год), выход на проектную мощность (63 млрд кубометров) ожидается в 2018 году. ЕС считает, что участки газопровода, которые будут проложены по территории ЕС, должны быть реализованы в соответствии с законодательством Европейского союза. В начале года Еврокомиссия признала незаконными соглашения, подписанные Москвой со странами, через которые должен пройти South Stream, и указала, что, даже если газопровод будет построен, использовать его не удастся. Еврокомиссия требует пересмотреть соглашения с заинтересованными странами, так как они противоречат Третьему энергопакету. Еврокомиссия указывает, что «Газпром» будет основным владельцем как трубы, так и поставляемого газа. Кроме того, в Брюсселе недовольны тем, что ряд соглашений не гарантирует доступ к трубе других поставщиков газа. На заседании постоянного совета партнерства ЕС—Россия по энергетике в Москве в январе 2014 года комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер и министр энергетики Российской Федерации Александр Новак договорились о создании рабочей группы для обсуждения всех юридических и технических вопросов, относящихся к проекту South Stream. В последнее время получил развитие вопрос доступа к отводу Opal от газопровода Nord Stream («Северный поток») из России в Германию, который был запущен на полную мощность — 55 млрд кубометров — в сентябре 2012 года. Оператор газопровода Opal весной 2013 года обратилась с просьбой внести поправки в исключение. По итогам саммита Россия—ЕС президент РФ Владимир Путин заявил, что стороны договорились о 100-процентном доступе «Газпрома». Однако официальное решение Еврокомиссия примет только в марте. Компромиссом «Газпрома» и Еврокомиссии по газопроводу OPAL должно стать разрешение на участие российской компании в аукционах по продаже половины мощности в отводе. Годовые аукционы предлагается проводить на биржевой платформе PRISMA primary.

Не нефтью и газом едиными

Россию и ЕС в топливно-энергетической сфере связывают не только поставки углеводородов. Так, Калининградская энергосистема не имеет прямых связей с основной частью ЕЭС России, будучи соединенной только с энергосистемой Литвы. При этом энергосистемы Эстонии, Латвии и Литвы синхронно связаны с энергосистемами России и Белоруссии.

В целом очевидно, что, несмотря на высокую политизированность отношений России и Европы в энергетической сфере, традиционная привязанность сторон друг к другу не позволит отказаться от сотрудничества. Однако если Москва и Евросоюз не смогут договориться по основным вопросам, это может серьезно изменить весь энергетический рынок региона.

Ольга Мордюшенко

Вся лента