Александр Несис загрузит конкурентов

ОВК будет собирать свои вагоны на чужих заводах

На фоне кризиса рынка вагонов Объединенная вагонная компания (ОВК) Александра Несиса, чей масштабный проект стартовал как раз в момент начала падения отрасли, пытается взять под контроль других игроков. ОВК договорилась уже с четырьмя заводами о производстве на базе ее технологий 5-5,5 тыс. инновационных вагонов, спрос на которые поддерживает государство. При этом компания готова загружать конкурентов только сборкой, сбывать продукцию она будет сама, консолидируя основную прибыль.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

ОВК (в нее входят Тихвинский вагоностроительный завод, ТВСЗ, и лизинговая Rail1520) подписала контракт с четырьмя предприятиями на производство инновационных вагонов на тележке Barber, рассказали "Ъ" на рынке и подтвердили в самой ОВК. Речь идет о российских "Алтайвагоне" (входит в группу "Сибирский деловой союз"), Новокузнецком вагоностроительном заводе, Рославльском вагоноремонтном заводе (Рославльский ВРЗ) и белорусском Могилевском вагоностроительном заводе, которые вместе выпустят в 2014 году около 5,5 тыс. вагонов. "Это будет контрактное производство: сборка осуществляется с нашими комплектующими и по нашей технической документации, а затем мы выкупим у заводов вагоны для передачи в Rail1520",— пояснил "Ъ" замгендиректора по развитию бизнеса ОВК Максим Куземченко. По его словам, все четыре проекта стартуют с апреля. В ОВК отмечают, что в течение нескольких лет рассчитывают увеличить парк Rail1520 до 60 тыс. вагонов, превратив компанию в ключевого игрока на рынке операционного лизинга вагонов. Сейчас у Rail1520 около 11 тыс. вагонов, крупнейшими клиентами компании являются СУЭК, "Акрон", "Уралкалий" и ряд других.

Объем премии заводов-партнеров в ОВК не раскрывают, но собеседник "Ъ" в отрасли уточняет, что "это незначительные суммы, способные поддержать деятельность завода в условиях катастрофической недогрузки". По его словам, сотрудничество с ОВК интересно потому, что она предлагает сборку инновационных вагонов, которые выпускают сейчас только Уралвагонзавод (УВЗ) и ТВСЗ. С 2013 года государство субсидирует покупателей таких вагонов. Операторы, использующие вагоны ТВСЗ, еще весной 2013 года получили тарифные скидки, а УВЗ не может получить их уже в течение года. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что из-за этого у УВЗ могут возникнуть проблемы с поиском партнеров.

По данным "Ъ", наладить производство вагонов в пользу ОВК могут также "Рузхиммаш" (входит в RM Rail "Русских машин" Олега Дерипаски) и Орский вагоностроительный завод (ОВЗ; принадлежит "Спецэнерготрансу" Зияда Манасира). В RM Rail подтвердили эту информацию, уточнив, что партнер еще не определен, переговоры ведутся также и с УВЗ. В RM Rail добавляют, что планируют вывести на рынок собственную инновационную тележку. Источник "Ъ" в ОВЗ также говорит, что параллельно рассматриваются предложения ОВК и УВЗ.

УВЗ предлагает заводам аналогичную ОВК схему, но пока договорился о партнерстве только с Новокузнецким вагоностроительным и Новозыбковским машиностроительным заводами. Источник "Ъ" в УВЗ отмечает, что говорить о каких-либо успехах ТВСЗ в поиске партнеров пока рано. Дело в том, что и УВЗ, и ТВСЗ пока подписали лишь договоры о передаче конструкторской документации. В 2013 году УВЗ выпустил 2,4 тыс. инновационных вагонов, а в этом планирует увеличить производство до 6 тыс. штук. Но ТВСЗ планирует выпустить 11 тыс. вагонов. В отличие от УВЗ, мощности литейного производства ТВСЗ проектировались с запасом, поэтому он может поставлять литье другим производителям и за счет этого обеспечивать себе высокую маржу. Михаил Бурмистров отмечает, что при продаже конкурентам стоимость деталей может удваиваться.

Юлия Галлямова

Вся лента