Правила игры

уточняет Дмитрий Ъ-Бутрин, заместитель главного редактора

Ответ на вопрос "А это они всерьез?" нам приходится искать чуть ли не ежедневно, причем чаще — имея дело с заявлениями вполне серьезных людей по довольно важным поводам. В обсуждении госрегулирования демонстративно резкие заявления госструктур с упрощенной логикой часто именно таковы: "Если вы не согласны обсуждать наше сложное предложение, мы поступим с вами просто", и, как показывает ситуация сентября 2013 года с тарифами госмонополий, эти угрозы часто имеют шансы воплотиться в реальность. Впрочем, нередко государство и правда действует в отношении отраслевых экономик без излишних раздумий, вообще не рассматривая сложные альтернативы,— такого качества регуляторные решения на уровне правительства принимаются редко (поскольку система экспертизы последствий "простых" решений в Белом доме работает), но — особенно с участием "силовых" структур от ФСБ и ФТС до Роспотребнадзора и Ростехнадзора — они случаются. Отличать первый случай от второго необходимо: эти сюжеты развиваются всегда по-разному, прогнозы потенциального ущерба принципиально отличаются. Угрозе действием обычно сопутствует низкий риск реализации, но и малая вероятность быстрой отмены, сценарий "Святая простота" реализуется чаще и быстрее завершается отменой.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Пятничное заявление Минэкономики о готовности индексировать долгосрочные тарифы госмонополий с 2017 по 2030 год по анекдотически простой схеме "Значение индекса потребцен, умноженное на 0,7-0,8" — это хороший предмет для такого рода размышлений. Нам сложно предположить, что действующая команда Минэкономики под "долгосрочными тарифами" госмонополий, о которых Алексей Улюкаев говорил еще летом 2013 года, подразумевает именно такой образ действия. Гораздо проще и эффективнее было бы в этом случае просто объявить, что с 2020 года индексация каких-либо тарифов отменяется, а сами тарифы будут исчислены в рублях и выбиты на гранитной плите перед офисом Минэкономики на Триумфальной площади на ближайшее десятилетие на двух языках (английский вариант — для иностранных инвесторов). Во всяком случае происходящее выглядит как сразу несколько шагов назад от достигнутого в 2007-2012 годах относительного прогресса как минимум в ценообразовании в электроэнергетике (см. стр. 9).

Именно поэтому (а также в силу ряда других причин) мы пока полагаем инициативу Минэкономики демонстративным и чисто торговым предложением, угрозой действием по отношению к госмонополиям, которые, по этой логике, отвергают более рыночные и более сложные инициативы по ограничениям ценообразования. Однако нас смущают два обстоятельства. Первое — пожалуй, предложенная идея действительно есть единственный реальный способ с минимальными политическими потерями уничтожить перекрестное субсидирование в ТЭК. Второе — в отличие от обычной ситуации "настоящего", а не "торгового" предложения мы не видим, хотя обычно оно не скрывается.

Вся лента