Бюджетное оружие передают из рук в руки

Минфин готов стать исполнителем воли Счетной палаты и Росфиннадзора

Минфин подготовил порядок применения бюджетных мер Счетной палаты и Росфиннадзора. Проект документа фактически делает так называемые бюджетные меры принуждения неотвратимыми — будущий приказ министерства подробно описывает порядок реакции на решения контролеров. Автоматический порядок исполнения предписаний может сделать Счетную палату и Росфиннадзор действительно влиятельными структурами в системе органов власти, но он же усилит давление ведомств на контролеров.

Главе Счетной палаты Татьяне Голиковой передают в руки нарушителей бюджетного законодательства

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

На портале общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов Минфин разместил проект приказа "Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Счетной палаты РФ". Документ детально описывает схему действий чиновников после вынесения решения о применении санкций Счетной палатой или Росфиннадзором, предписания двух структур делаются, по существу, обязательными (см. подробнее "Онлайн"), хотя права на конечное решение о применении мер воздействия на нарушителей бюджетного законодательства остаются в Минфине.

Подробно регламентируя порядок реакции на претензии Росфиннадзора и Счетной палаты, Минфин одновременно планирует отменить собственные приказы, которые сейчас регламентируют его собственные действия в связи с сообщениями контролеров. Сейчас любое решение о сокращении лимитов финансирования — это решение, которое в ведомстве Антона Силуанова лишь вправе принять, после принятия порядка Минфин и казначейство, по сути, будут исполнителями воли ведомств Татьяны Голиковой и Андрея Смирнова. Это усиливает полномочия Счетной палаты и Росфиннадзора, но и передает ответственность за решения в их адрес.

В Счетной палате "Ъ" заявили, что данный документ тут пока анализируют, Росфиннадзор пока ситуацию не комментировал. В последние месяцы усиление возможностей Счетной палаты Татьяна Голикова производила путем подписания соглашений с ведомствами — от Следственного комитета до министерств — о сотрудничестве. В свою очередь, усиление Росфиннадзора проводилось правительством. Так, вчера Белый дом опубликовал новое положение о службе. Отметим, впрочем, что, в отличие от Росфиннадзора, Счетная палата в целом имела ограниченные возможности даже формального влияния на объемы бюджетных назначений — речь идет об уравнивании возможностей двух структур.

Одновременное усиление Росфиннадзора и Счетной палаты могло бы вызвать их конкуренцию, тем более что формально Счетная палата — орган парламентского контроля, а Росфиннадзор — структура исполнительной власти, впрочем, по крайней мере в палате полагают, что этот риск невелик (см. "Онлайн"). Источник "Ъ", близкий к Счетной палате, говорит, что ранее Счетная палата и Росфиннадзор нередко дублировали друг друга. "На каком-то этапе между Минфином (в его систему входит Росфиннадзор.— "Ъ") и Счетной палатой было что-то вроде соперничества. В бытность Алексея Кудрина министром финансов Минфин всячески пытался оттеснить парламент от бюджетного процесса, и ему многое удалось. Аппаратный вес палаты вырос только в последние пару лет",— отмечает собеседник "Ъ". Так, в новой редакции закона "О Счетной палате", принятой весной 2013 года, правоохранительные органы юридически обязали информировать палату о ходе рассмотрения и принятия решений по материалам палаты. Между этими контрольными органами существует принципиальная разница. "Счетная палата осуществляет внешний финансовый контроль за расходованием бюджетных средств, а Росфиннадзор — внутренний, следит за совпадением бюджетных расходов с позиции бюджетной росписи",— пояснил собеседник "Ъ". Он напомнил, что палата формируется парламентом, при этом Счетная палата не только проверяет, на что идут госфинансы, но и оценивает эффективность их расходования. Впрочем, "парламентский" статус Счетной палаты во времена руководства ею Сергеем Степашиным был в значительной мере условностью, а Татьяна Голикова демонстрировала скорее намерения еще в большей степени интегрировать институт в вертикаль исполнительной власти.

Дмитрий Бутрин, Татьяна Гришина, Елена Киселева

Вся лента